«Когда я в лесу, я — лес». Студент фонда Андрей Цырцанов — о поступлении в ИТМО и выступлении на сцене Александринки
Текст: Лиза Вельяминова.
Фотографии: Света Троицкая, Вика Цвиренева.
Андрей ест рамен в корейском баре напротив здания ИТМО — одного из самых известных университетов Петербурга. Он набрал достаточно баллов, чтобы пройти в любой другой престижный вуз: СПбГУ, Бонч-Бруевича, «ЛЭТИ». Но в итоге выбрал факультет безопасности информационных технологий в ИТМО — по советам родственников.
— Мой любимый предмет — философия. Прежде всего, очень хорошо он мне удается. Там для дебатов надо часто презентации. Мои как раз-таки очень хорошо заходят. Презентации у меня были на темы «Свободы воли не существует» и еще «Пример, доказывающий отсутствие логического позитивизма».
В детстве Андрей хотел стать архитектором или пожарным, а потом понял, что его «прет именно компьютер». Он решил сначала отучиться на программиста, а потом на юриста и политолога.
Зачем? Чтобы стать «президентом мира».
— Я буду реформировать деятельность людей. В основном реформировать учебно. Она чаще не приносит им удовольствия. А я сделаю образование индивидуальным.
Андрей. Встреча для интервью.
Фото: Света ТроицкаяАндрей и Ольга, мама Андрея.
Фото: Света Троицкая
Андрей рассказывает и о реформациях наших представлений о работе. Прежде всего — удаленка, иначе тратится время на дорогу, а еще в транспорте можно заболеть.
— Нужно полное обеспечение работника: чтобы он не думал о каких-то дополнительных делах. Бесплатная еда, коммунальные услуги и все такое. А что, собственно, надо? Дополнительно можно ввести онлайн очереди: если что-то нужно, можно заказать. Автоматизация грядет.
«Оторвать листочек, ручку дать»
Адаптироваться в университетской среде Андрею было непросто: новые места, правила, обязанности. Поэтому в сентябре на пары первое время с ним ходила Катя, тьютор из фонда «Антон тут рядом».
Самым серьезным испытанием для Андрея стало огромное количество незнакомых людей.
— Было время, когда Андрей просто убегал в туалет. Ему надо было перезагрузиться. Он там весь перерыв проводил и только уже под начало пары выходил снова в аудиторию.
Катя помогала Андрею готовиться к презентациям, загружать домашние задания, а главное — вовремя приходить на занятия. В ИТМО несколько корпусов: между ними нужно было ловко маневрировать и в обоих успевать находить аудитории.
На подхвате всегда был инклюзивный отдел ИТМО. Его сотрудник Вадим рассказывает, что в этом учебном году в университете целых четыре студента с аутизмом. Во время учебы они могут бесплатно ходить на консультации к психологу.

Фото: Света Троицкая
Вадим напоминает студентам с аутизмом о дедлайнах и следит за успеваемостью — чтобы вовремя подтянуть их по сложным предметам. А еще он выступает медиатором и помогает в коммуникации с преподавателями.
Кажется, студенты и родители могут обратиться к Вадиму практически за любой помощью.
— Однажды Андрей не зарядил телефон, и его потеряли. Уже был девятый час, и мне пришлось прийти в университет и посмотреть, что же там с Андреем. Оказалось, никакой беды нет. Он просто сидел в холле и ждал, что за ним кто-то приедет. Я вызвал такси, и мы посадили его в машину.
Андрей ответственен в вопросах учебы. Например, когда однажды философ посоветовал студентам посмотреть фильм по книге Стругацких, Андрей не забыл об этом и оценил его. Хотя из-за большого количества технических дисциплин он вынужден ложиться поздно вечером и вставать рано утром.
«Я отвечал на паре, а иногда отвечал за других, так как я больше знаю, чем многие», — говорит Андрей. И Катя подтверждает: перед огромной незнакомой аудиторией Андрей смело тянет руку. Однажды лектор попросил студентов ответить по теме «Комплексные числа», и Андрей смело вышел к доске и дискутировал. «Вот у него есть бесстрашие такое», — говорит Катя.
— У него есть еще одна особенность. Он очень готов помогать. В нем есть рыцарское благородство. Если надо было кому-то там оторвать листочек, ручку дать. Вот это все — Андрей.
«Я — мохнатый лес»
Последние восемь лет Андрей был участником подросткового проекта «Антон тут рядом». Он ходил в мастерские, рисовал комиксы, играл в футбол, занимался анимацией.
Андрей увлеченно рассказывает о своем творчестве на занятиях по анимации. У него получилось целых два мультфильма.
— «Люди дружбы» называется первый, а вот второй — «Профессии». В «Профессиях» останавливается вагон метро, гаснет свет и все люди рассказывают, как они там очутились. Сантехники, разные другие профессии. А в «Людях дружбы» был профессор. Он какому-то студенту что-то объяснял.
Впрочем, в фонде Андрея все запомнили, как неповторимого танцора. Например, сотрудница Даша вспоминает, как в 2018 году Андрей пригласил ее в лагере на танец.
— Мы выбрали песню. Могу ошибаться, но, кажется, это был Майкл Джексон. Когда мы выступали, Андрея было не перетанцевать. Я вспотела, устала, пару раз останавливалась, а Андрей продолжал красиво махать руками, приседать, кружиться и вставать в классные позы.
За время учебы в фонде Андрей несколько раз выступал с танцевальным перформансом «По пути» на новой сцене «Александринского театра». Андрей объясняет, что ему очень нравится импровизировать и танцевально перевоплощаться в разные предметы и места: лес, яблоко, воздушный шарик.
Спектакль «По пути».
Фото: Света Троицкая«По пути».
Фото: Света Троицкая
«Когда я в лесу, я — лес», — говорит Андрей.
— Андрей, какой ты лес?
— Мохнатый, я бы сказал.
— А яблоко?
— Круглое.
— Ну а воздушный шарик?
— Прозрачный, легкий.
Несекретная информация
Ольга, мама Андрея, поняла, что сын особенный, когда в 3 года он заговорил стихами Агнии Барто. А уже в 6–7 лет семья столкнулась с первыми сложностями.
— Он никогда не был коммуникабельным, но мы этому сильно не придавали значения. А тут появилось агрессивное поведение. Жизнь очень сильно поменялась и началось лечение. Мы поехали в Новосибирск, нам поставили аутистические нарушения, и мы пропили лекарства.
Агрессия ушла, но Андрей остался аутичным. Ольгу постоянно вызывали в школу на собрания, а потом — вовсе перевели Андрея на домашнее обучение.
— Мы когда пошли в школу, для нас сначала целью было день продержаться. Потом год. Мы и не думали об университете. Мы думали, как бы нам определенный класс отучиться.
Ольга, считает, что занятия в фонде оказались для Андрея тем самым необходимым «глотком воздуха».
— Растет Андрюха реально очень сильно, благодаря «Антону тут рядом». Он стал более раскрепощенный. Сейчас ему общаться легче. Раньше он какое-то время говорил на все: «Секретная информация». Общения не было вообще. А сейчас разговорчивый парень.
Когда Андрей все-таки доучился до 11 класса, семья столкнулась с еще более серьезным сопротивлением. В школе подростка совсем не поддерживали и не были готовы помочь с адаптацией экзамена.
— Нам говорили: «Люди, зачем вам сдавать ЕГЭ? Вам это не надо!» Мы еще торговались в школе, чтобы нам дали возможность сдать экзамены.
Когда Лена Фильберт, директор фонда, узнала, что Андрей хочет в таких непростых условиях поступать на программирование в ИТМО, она обратилась к своему другу Мише. Он когда-то сам окончил ИТМО, а сейчас живет в Канаде и изучает искусственный интеллект.
Хотя Миша не имел опыта преподавания аутичным людям, он согласился помочь и стал волонтером-репетитором для Андрея.
Лена с гордостью рассказывает о том, каким целеустремленным оказался Андрей.
— После пары занятий — к своему удивлению — я услышала от Миши, что Андрей знает больше, чем большинство бывших одноклассников Миши в специализированной математической школе! Андрей выходил в Zoom даже в дороге, иногда отказывался от поездки на дачу ради занятия. Это очень ответственный человек, который знает, к чему идет и зачем.

Фото: Виктория Цвиренева
Поступление сына стало для Ольги примером того, что многое возможно. Важно только двигаться в определенном направлении.
— Главное не останавливаться и не опускать руки. Пусть это будет не университет, для кого-то колледж — тоже будет очень здорово. Многие бросают школу, не видят там поддержки. А все потому что в школе с детьми отказываются заниматься. Считают, наверное, что они безнадежные. А я считаю, что безнадежных нет.
А что думает о своих успехах сам Андрей?
Сейчас его основная мечта — все-таки стать президентом мира. А еще подтянуть успеваемость до 61 балла и попробовать писать стилусом — так может быть удобнее, чем обычным карандашом.
А что еще?
«Не знаю, еще не успел помечтать», — размышляет Андрей.