Сопровождаемое проживание

Сопровождаемое проживание — распространенная мировая практика, в некоторых странах полностью заменившая интернаты, где даже при заботливом отношении человек полностью лишен всякой свободы и самостоятельности.

При сопровождаемом проживании люди не живут в огромных палатах, где на десятки людей приходится несколько сотрудников, как в интернатах, а дома или в условиях, максимально близких к домашним.

Основная задача проекта — помочь аутичным взрослым научиться жить без родителей и справляться с бытовыми задачами: ходить в магазин, готовить еду, стирать одежду, убираться. Студенты живут с тьюторами в тренировочной квартире и осваивают навыки независимой жизни. Каждый месяц в проекте участвуют до 8 студентов. Отчеты можно найти тут, а здесь прочитать истории студентов, участников программы.

О проекте

Команда фонда запустила проект в 2014 году. В тренировочной квартире за четырехмесячную смену студенты успевают освоиться в задачах самостоятельной жизни и найти подход друг к другу. По будням они живут в квартире, а на выходных уезжают к родителям. Когда смена заканчивается, студенты возвращаются домой, а в квартиру заселяются новые.

В квартире много подсказок: на контейнерах с едой написано, что внутри, на стене висит большая доска с фотографиями жильцов, их распорядком дня и обязанностями, а на кухне — рецепты-картинки. Инфографика упрощает навигацию в квартире, подсказывает правильные действия и успокаивает чёткой структурой. Уметь отдыхать — тоже важный навык. 

Студенты учатся планировать свободное время и продумывают алгоритмы разных сценариев: как купить билет в кино, что можно и нельзя делать в музее.

Перед заселением тьюторы разрабатывают программу для каждого студента, она учитывает индивидуальные бытовые и коммуникативные сложности. Например, один из жильцов хорошо справляется с домашними обязанностями, но собирает ненужные вещи: в его комнате лежат кипы бумаг трехлетней давности, старая одежда, еда. Фокусом на смене был порядок в комнате, так день за днем он разбирал вещи и старался держать стол и шкаф в чистоте. 

Проект также помогает родителям, которые без достаточной государственной помощи годами ухаживают за аутичными детьми. Постоянный страх за будущее ребенка мешают родителям отдохнуть и подумать о себе. Часто родители наших студентов даже не догадываются, как много их дети умеют делать сами.

Кто работает над проектом

В 2014 году, перед запуском проекта, сотрудники фонда прошли стажировку в Центре лечебной педагогики в Пскове, а глава центра Андрей Царев в Петербурге рассказывал нам, как организовать работу тренировочной квартиры.

В квартире со студентами живут тьюторы и волонтеры. Вот что они говорят о своей работе.

«Тренировочная квартира — это любовь, забота, новые эмоции и бесценный опыт».

Полина Михайлова. Тьютор

«В мире, который летит к чертям, спасительно осознавать, что я могу положить кирпич в фундамент и стены общего благополучия, человечности и доброты».

Катя Молодцова. Тьютор

«Я поняла, насколько важно быть чуткой к другим людям, их возможностям и желаниям».

Арина Балашова. Тьютор

Почему это важно

Анне, одной из студенток фонда, 40 лет. Мама всю жизнь сопровождала ее повсюду: после ее смерти мамы Аня боялась делать что-либо самостоятельно, ей было страшно остаться один на один с незнакомым миром.

Она никогда не передвигалась по городу сама, ей было нужно одобрение и подсказки тьютора, чтобы сделать привычные для нейротипичного человека действия, например, сесть на стул.

Благодаря опыту тренировочной квартиры Аня сама добирается от Центра «Антон тут рядом» на Невском до метро «Озерки». Она сама переходит две дороги и делает пересадку между линиями метро. Теперь Аня не спрашивает, нужно ли отодвинуть кресло, когда моет пол, а делает это без одобрения. Аня все ещё сомневается во многих действиях, но стала готовить увереннее — сама берет нож, моет фрукты и овощи.

Помочь