Столярная мастерская «Антон тут рядом»
Инклюзивное пространство, в котором под руководством мастеров взрослые люди с аутизмом осваивают столярное дело и учатся создавать изделия из дерева. Мастерская находится на территории творческого кластера «Артмуза» на Васильевском острове.
В проекте участвуют 13 студентов, взрослых людей с аутизмом. Основная задача проекта — предоставить аутичным людям безопасное пространство для работы, творчества и обучения. Ежемесячные отчеты можно найти тут.
История проекта
С самого открытия фонда в 2013 году в Центре «Антон тут рядом» на Троицкой существует мастерская декора. В ней студенты украшают деревянную продукцию.
Раньше мастера декора закупали деревянные заготовки, тогда в фонде не было возможности вырезать их самостоятельно. Обработкой дерева в декоре не занимались, а эксперименты с формами и ассортиментом продукции были недоступны для мастерской.
Это стало возможным благодаря запуску столярной мастерской. Впервые она открылась в 2016 году, в Центре подготовки к трудоустройству на Татарском переулке. В 2019 году столярная мастерская вместе с другими проектами переехала на новую площадку фонда, в Центр «Антон тут рядом» на Невском.
Столярная мастерская — шумное и пыльное производство, поэтому вскоре стало очевидно, что ей необходимо собственное пространство. Спустя год команда фонда нашла его в творческом кластере «Артмуза» на Васильевском острове. В отдельном помещении появилась уже вторая мастерская декора.
Деятельность мастерской
«Столярная мастерская — камерное пространство, где возможно все. Например, за несколько дней сделать уникальные декорации для перформанса, Barbie бар для корпоратива команды или деревянные „Оскары“ для инклюзивного детского лагеря», — Юлиана, старший мастер столярной мастерской.
В столярной мастерской происходит полный цикл обработки дерева. С помощью фуганка и рейсмуса студенты и мастера выравнивают деревянные заготовки, при необходимости — склеивают в щиты. Затем дерево шлифуют с помощью шлифмашинок.
Следующий этап — пиление дерева. На распиловочном станке пилят большие детали. Торцовочная пила пилит торцы, ленточная пила — криволинейные заготовки: например, разделочные доски или менажницы.
На лазерном станке работают с фанерой и экспериментируют с пластиком. Вырезают заготовки для изделий и шаблоны, наносят гравировку.
После того как дерево отшлифовано, проклеено и зашпаклевано, изделие отдают в мастерскую декора, где студенты вместе с мастерами грунтуют его и красят губками.
Продукция мастерской
Ассортимент столярной мастерской: магниты, органайзеры, гирлянды, подвески, карандаши, зеркала, игрушки, блюда, винные коробки, салфетницы, украшения. Самый крупный предмет интернет-магазина фонда из столярной мастерской — стул «Горыныч».
«Предметы мебели — мечта всех, кто открывал столярку. Разрабатывать большие предметы — всегда больше рисков, больше денежных затрат. Какие-то постоянные сложности с этим возникали. Стул родился благодаря студенту Саше. Он рисует Горынычей везде. И однажды я „увидела“ стул в Горыныче»,
— Юлиана, старший мастер столярной мастерской.
Столярная мастерская производит медали для «Забега тут рядом», уникальную продукцию для «Маркета тут рядом», декорации для фестиваля «Антон тут рядом» и летних лагерей.
Также столярная мастерская участвует в коллаборациях с брендами. Например, студенты изготовили 730 кормушек для птиц для компании IKEA и 90 коробок для вина для компании «Динамика».
Почему это важно
Рынок труда не приспособлен для людей с ментальными особенностями. Аутичным людям бывает сложно адаптироваться, а организации не всегда готовы выделять ресурсы на тьюторов и учитывать особенности аутичных работников. Из-за этого люди с аутизмом часто остаются без работы и не могут обеспечивать себя самостоятельно, так как пенсии по инвалидности не хватает.
Фонд создает для них рабочие места и дружелюбные условия труда.
«Мне больше всего нравится шпаклевать, шлифовать, клеить. Мой любимый предмет в мастерской — шлифовальная машинка. Я почти всегда настроен на работу»,
— Лев, студент столярной мастерской.
Также одна из задач столярной мастерской: помочь аутичным людям интегрироваться в общество. Учиться и работать — это очень важно, но иногда главное — общаться и иметь друзей.
«Коммуникация – одна из главных потребностей любого человека. Аутичным людям, как и нейротипичным, важно разговаривать, проводить время в общественных местах. Когда люди находятся в социуме, они раскрывают свои способности и таланты, получают новый опыт, узнают новую информацию и становятся более самостоятельными и уверенными», — считает Алена, тьютор «Антон тут рядом».