Подростковый проект
Это творческие, коммуникативные и социально-бытовые занятия для аутичных детей от 13 до 17 лет, которые проходят в Центре «Антон тут рядом» на Троицкой. В проекте участвует 19 аутичных детей. Основная задача проекта — предоставить студентам безопасное пространство для общения, творчества и обучения. Ежемесячные отчёты можно найти тут.
О проекте
В 2023 году в проекте участвуют 24 студента, пять из них — нейротипичные подростки. Участники занимаются в керамической, декораторской и швейной мастерских. Они снимают кино, рисуют на графическом факультативе и арт-терапии и играют на музыкальных инструментах.
Ребята выбирают занятие по душе и ходят на любимые факультативы, но могут попробовать что-то новое. Для подростков проходят занятия английского языка, где ребята разбирают тексты любимых англоязычных песен, смотрят мультфильмы без перевода и общаются — рассказывают об эмоциях и впечатлениях. На компьютерном факультативе они учатся искать информацию, делать презентации и изучают основы безопасности в интернете.
Для участников работают две коммуникативные группы, соответствующие навыкам общения. План группы учитывает сложности ребят. Студенты учатся просить, задавать вопросы, рассказывать о себе, слушать собеседника и делиться эмоциями. Иногда они ходят в кафе, кино или на прогулку, а перед этим разыгрывают ситуации, чтобы чувствовать себя уверенно: студенты пробуют себя в роли официанта, кассира, посетителя или администратора. Так они запоминают, как вести себя в городских пространствах.
Бытовые навыки студенты осваивают на тренировочной квартире фонда. По будням в ней живут аутичные взрослые, но по выходным они уезжают домой, поэтому квартира пустует. Участники подростковой программы приходят туда и учатся мыть посуду, готовить еду, ходить в магазин, прибираться. С каждым разом обязанностей становится больше. Каждый учится тому, что ещё не может делать сам.
Почему это важно
Аутичные подростки часто выпадают из поля зрения системы. Они уже не дети, поэтому их не ждут в центрах помощи, но и не взрослые, которым важна поддержка с трудоустройством и самостоятельной жизнью.
Не все школы не адаптированы для аутичных учеников, поэтому многие подростки вынуждены учиться дома. Там они не могут находить друзей и общаться со сверстниками. Если аутичный подросток всё-таки ходит в школу, он может столкнуться с буллингом и насмешками одноклассников.
Подростковый проект создан, чтобы аутичные подростки находили друзей и развивались в творчестве. Здесь подросток может быть собой среди сверстников.
Максим в начале учебного года чувствовал себя некомфортно в больших компаниях. Иногда он так нервничал из-за социальных контактов, что это влияло на самочувствие и сон. На новогодней вечеринке было шестьдесят человек, но Максим выступил с песней. «Раньше мне было трудно, когда вокруг много незнакомых людей, а здесь я чувствую себя спокойно. Спасибо, что приняли в семью», — сказал Максим.