Инклюзивный детский центр

Первый в Санкт-Петербурге некоммерческий инклюзивный центр для детей «Антон тут рядом» работает с 2021 года. Здесь дети с особенностями развития и их нейротипичные сверстники вместе учатся, готовятся к школе, играют и дружат. 

Основная задача проекта — организовать инклюзивное пространство, развить навыки общения детей, подготовить их к школе. Ежемесячные отчёты можно найти тут.

О проекте

С 2013 года фонд развивал системную помощь взрослым с аутизмом. В 2021 году мы поняли, что невозможно добиться преобразований без опыта работы с аутичными детьми. Родители всё чаще просили о помощи, и мы открыли инклюзивный детский центр «Антон тут рядом». Здесь дети проводят целый день вместе с тьюторами, специалистами и воспитателями. 

Инклюзивный центр работает не только для детей. Здесь встречаются родители из программы «Ранняя пташка», проходят занятия для тьюторов и педиатров, супервизии для врачей и педагогов из других организаций. 

Мы открыты и хотим делиться опытом с детскими центрами и специалистами из регионов. 

Сейчас в группе 15 человек, среди них три аутичных ребёнка, один ребёнок с задержкой речевого развития и один ребёнок с синдромом Дауна. Они занимаются музыкой, рисованием, кулинарией, учат английский язык, ходят к логопеду, арт-педагогу и специалисту по сенсорной интеграции.

Поведенческий специалист составляет детям с особенностями развития индивидуальную программу, основанную на интересах и возможностях ребёнка, наблюдениях воспитателей, результатах диагностики и запросах родителей. Тьютор и воспитатель занимаются с ребёнком, учитывая его программу. Основной фокус занятий — коммуникация. 

Аутичные дети часто не умеют просить, говорить о желаниях и эмоциях. Некоторые дети хотят дружить с другими, но не знают, как общаться, или проявляют симпатию непривычными способами: напрыгивают с крепкими объятиями, щекочут. Сотрудники центра помогают детям найти общий язык.

В центре дети справляются и с бытовыми сложностями. У Миши Ложкина аутизм, и он был очень избирателен в еде: несколько лет назад он ел только кашу определённого производителя и некоторые овощи. Чтобы Миша попробовал новые продукты, тьютор Лиза давала ему по одной рисинке и макаронине в день. Он постепенно привыкал к виду, запаху и вкусу незнакомой еды и в итоге съел целую тарелку макарон! Сейчас Миша ест супы, а избирательность в еде почти исчезла.

Почему это важно

Мы общаемся с сотнями родителей из Санкт-Петербурга и знаем, как им тяжело найти детский сад, в котором к ребёнку будут внимательны, а не просто посадят в угол и оставят играть одного. Во многих детских садах города нет тьюторов, а администрация не знает, где их искать.

Детей с особенностями развития пытаются изолировать: обществу удобнее, когда они учатся в коррекционных школах или дома, не встречаются с нейротипичными сверстниками. Такой подход лишает ребёнка возможностей, так как часто уровень образования в таких школах слишком низкий. 

Студент нашего фонда из подросткового проекта говорит на двух языках, а в специальной школе его учили отличать круг от треугольника.

Изоляция ухудшает состояние аутистов и усиливает впечатление нейротипичных детей, что все люди одинаковые. Эта установка перевоплощается в страх и агрессию к непохожим людям. Мы редко объясняем детям в инклюзивном центре фонда, что людям нравится разная еда, люди засыпают, играют, выглядят и общаются по-разному. Они узнают это сами и принимают людей с их особенностями.

Публикации в СМИ

Первый канал. Репортаж об открытии детского центра с отзывами родителей и историями аутичных детей.

Бумага. Интервью директора фонда Елены Фильберт об открытии центра. 

Sobaka.ru. Интервью Вероники Чендыловой, руководительницы центра, о работе с детьми и инклюзии.

Помочь