История Центра на Троицкой

Осень 2013

Центр готовится к открытию

Перед открытием Центра
Перед открытием Центра
Александр Сокуров помогает с ремонтом Центра
Александр Сокуров помогает с ремонтом Центра

10 декабря

Геннадий Смирнов произносит приветственную речь

Люба и Антон перерезают ленточку — Центр на Троицкой открыт!

Церемония открытия
Церемония открытия

Заработали швейная, декораторская, гончарная, бумажная, графическая и кулинарная мастерские. Студенты пока только учатся, но вскоре многие из них станут настоящими мастерами. А кто-то обучится лишь одной операции, но будет успешен в ней, и день его будет наполнен занятостью и смыслом.

обеды

Обед
Обед

Поначалу было не просто усадить всех за общий стол. Кто-то стремился со своей тарелкой в укромный уголок, кто-то просто отказывался от еды, кто-то хотел, как дома, есть только привычную еду. Однако постепенно совместные трапезы стали привычным делом.

Мы не только учимся вместе, но и устраиваем праздники:

Масленица

Выходные тоже заполнены разнообразными событиями:

выпускной

Несмотря на то, что для многих (большинства) наших студентов дальнейший маршрут пока не придуман, мы в конце каждого года устраиваем праздник: он называется — «выпускной».

Вручение дипломов
Вручение дипломов

Новый учебный год: вместо бумажной мастерской расширяем гончарную: она очень популярна у студентов, керамические изделия сразу становятся популярны, а места для работы нужно много: один стол — для лепки, один — для росписи.

Заготовки кружек
Заготовки кружек

С нового учебного года все студенты получают индивидуальное расписание на день, чтобы точно знать, какие занятия и в каком порядке им предстоят. Со временем система модифицировалась: кому-то больше подошли расписания с карточками-картинками на липучках, кому-то — текстовые расписания, а кому-то свое расписание не нужно, достаточно сверяться с общим.

Руслан со своим расписанием
Руслан со своим расписанием

Например, Маша не читает: ее расписание — последовательность фотографий. Для Маши очень важно знать, что будет происходить, и незапланированные изменения ее тревожат. Поэтому она очень ценит свое расписание, носит его с собой и сама переставляет стрелочку от фотографии к фотографии в течение дня.

Начинаются музыкальные занятия с Алексеем Плюсниным

Мастер-классы художников для ребят: Надежда Васильева, Даниил Архипенко, Юлия Беломлинская.

В продаже — коллекции Zarina с принтами по рисункам наших студентов

Рената Литвинова — новогодняя фея в Центре:

Растет очередь в Центр, но новых студентов мы взять не можем — нет мест. Появляются факультативы — вечерние занятия и для студентов, и для тех, кто не ходит к нам постоянно: фольклорные игры, керамика, туризм, музыка, кулинарное дело.

Иосиф очень любит в шутку называть людей чужими именами, и чем сильнее реакция, чем больше собеседник смеется или возражает — тем лучше. Наибольшего успеха он добился с музыкальным терапевтом Лешей, которого упорно называл Алексей Викторович, неизменно вызывая бурю чувств, ведь на самом деле тот — Алексеевич. Когда Леша перестал исправлять Иосифа и прибег к важнейшему принципу поведенческой работы — игнорировать нежелательное поведение, Иосиф нашел другие объекты для шуток, а прозвище «Алексей Викторович» за Лешей все равно закрепилось.

Иосиф в мастерской
Иосиф в мастерской

Неудачный опыт: сопровождение Коли Демина в 46‑й школе. Не удалось найти общий язык с учителем, в чем, безусловно, сказалось наше отсутствие опыта.

Коля Демин
Коля Демин

Развиваем направление альтернативной и дополнительной коммуникации — средств общения для студентов, которые не пользуются или почти не пользуются устной речью. Индивидуальный подбор: карточки PECS, коммуникативные доски. Для мастерских: визуальные последовательности действий — пошаговые инструкции.

Шура не слышит и для общения пробовал разные средства дополнительной коммуникации. Были и карточки, и коммуникативная доска, а сейчас он пользуется планшетом со специальным приложением. Шура выбирает нужные слова, а приложение их произносит. Так он может попросить что-то в мастерской. Что особенно важно, Шура пользуется планшетом и дома.

Шура с Аней и Эдгаром
Шура с Аней и Эдгаром

Наш повар и педагог по кулинарному мастерству Азат востребован выше своих возможностей в течение рабочего дня. Вводим дополнительные факультативы для кулинарки.

Азат и Сева
Азат и Сева

Рустам Хамдамов зашел в гости в Центр на Троицкой и расписал стену:

Наш студент Руслан начал делать свои знаменитые «кривые кувшины». Они станут самыми востребованными на наших ярмарках и в интернет-магазине:

У нашей Нины серьезная проблема: ушла в декретный отпуск ее любимый мастер Лидия Бараник. Успехи Нины в мастерской и не только были связаны с теми глубокими отношениями (вероятно, первыми в жизни Нины), которые установились у нее с Лидой. Вообще опыт Центра: главная мотивация студентов к обучению — это отношения, контакт. Занятия в театре, репетиции спектакля «Язык птиц» очень помогли Нине в этой ситуации.

Нина и Лида
Нина и Лида
Нина в спектакле «Язык птиц»
Нина в спектакле «Язык птиц»

Встреча с ZAZ — вокальный мастер-класс и хороводы

Миша и Саша были в Центре друзьями неразлейвода: Саша — активный фантазер, Миша — соглашается на все его выдумки. Но иногда Сашу так захлестывало энергией, что Мише попадало — случалось, что Саша обливал друга чаем или бросал его шапку под поезд в метро. Мишин папа переживал за сына и в конце концов поставил Центру условие: или Саша, или Миша. Выгонять за плохое поведение — не наша практика, и друзьям пришлось расстаться — Миша больше не ходит в Центр.

Саша и Миша на кинофакультативе
Саша и Миша на кинофакультативе

Режиссер Йос Стеллинг в гостях в Центре:

Очень нужны новые места в Центре для новичков. Мы находим работу вне Центра для нескольких самостоятельных студентов. Пробуем расширяться, но становится ясно, что для большинства студентов переход от Центра к работе слишком резкий, нужна промежуточная ступень.

В 2016 году открывается Центр подготовки к трудоустройству, куда переходит часть студентов, в Центре на Троицкой — много новичков с более сложным поведением, которым нужно индивидуальное сопровождение.

Чтобы обеспечить сопровождение каждому и не увеличивать бюджет новыми ставками тьюторов, открываем программу «Добровольный социальный год» — набираем волонтеров на полный рабочий день. По завершении программы многие волонтеры остались у нас в штате — уже как опытные специалисты.

Витя
Витя

У Вити была проблема, мало кому знакомая — он обожает работать, ненавидит выходные и считает отдых преступлением. В Центре отдых заложен в расписание — между занятиями в мастерских есть перерывы. Витя этого не принимал и отказывался выходить из мастерской.

Чтобы сделать отдых в глазах Вити не дуракавалянием, а частью рабочего дня, мы сделали для него специальный документ — трудовую ведомость. В ней прописаны правила, одно из них — я провожу перерыв в коридоре. За соблюдение договора Витя получает баллы, за нарушения они вычитаются. Когда набирается определенное их количество, Витя получает грамоту, который очень гордится.

Теперь, когда перерыв официально стал частью рабочего процесса, Витя больше против него не возражает. Канцелярская ведомость оказалась тем инструментом, который помог ему принять новое, — такой наш собственный извод поведенческого подхода.

Активно начинаем пользоваться еще одним инструментом — таймерами. Человеку с аутизмом важно знать временные границы своих занятий — например, когда занятие начнется, а когда закончится. Это знание его успокаивает, снимает тревожность. Но при этом просто слов тьютора «перерыв будет через 15 минут» может быть недостаточно: у многих людей с аутизмом нет представления о том, сколько это — 15 минут. Время тоже нужно представлять как можно более наглядно. Это и помогает сделать специальный таймер. Он похож на обычные часы-будильник с круглым циферблатом, но если завести его, например, на 15 минут, то этот сектор на циферблате выделяется красным. Минуты идут, и красная область на глазах сокращается — время визуализируется.

Таймер в графической мастерской
Таймер в графической мастерской

2 апреля, во Всемирный день информирования об аутизме, в гости в Центр приходили Авдотья Смирнова, президент фонда «Выход», и Анатолий Чубайс.

Летом мы впервые провели лагерь для подростков и уже не могли с ними расстаться. Большинство пока ходит в школу, поэтому мы придумали для них вечерние занятия в Центре — музыка, керамика, графика.

В новом учебном 2018 году — реформа расписания: сначала между занятиями были небольшие перерывы на отдых, которые каждый мог проводить, как хотел. Но многим студентам нужно помогать найти занятие, и было решено добавить вариант времяпрепровождения: теперь один перерыв в день длиннее других, и на нем студенты, если захотят, могут смотреть кино — порциями по 20–30 минут посмотрели «Бриллиантовую руку», «Остров сокровищ» и другую классику.

К юбилею Центра фотограф Сергей Максимишин побывал на всех площадках Центра, а мы организовали выставку его работ — «Незнакомые друзья».

Фотография Сергея Максимишина
Фотография Сергея Максимишина

Эндрю Гринвуд в гостях в Центре. Гринвуд — автор программы танцевально-двигательной терапии «Switch2Move», по которой в Центре проводятся занятия уже несколько лет.

С марта 2020 года мы были вынуждены перейти на обучение онлайн.

Занятия переместились в зум: ежедневные созвоны не смогли, конечно, заменить очные встречи, но в карантинных условиях все равно стали отдушиной.

Для родителей завели чат «Перекличка» в котором постоянно узнавали, нужна ли семьям помощь.

Заработал проект адресной помощи «Сегодня уже сейчас» — срочная помощь потребовалась многим семьям.

Игорь в гончарной мастерской
Игорь в гончарной мастерской

Игорь раньше не признавал современные средства общения сверх телефона и отказывался, например, говорить с бабушкой по видеосвязи. Карантинные зум-занятия в фонде помогли ему сменить гнев на милость: они ему очень нравились, и он ни одного не пропустил. А заодно согласился и общаться по видео с бабушкой.