Как живут люди с аутизмом и СДВГ?
«Когда я спросила своего клиента с СДВГ, кем он себя представляет, он ответил: «Сапсаном с полярными лапками»».
Как живут люди с РАС и синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)? Рассказывает Юлиана Якуббо, аутичная девушка, педагог, АВА-терапевт.
Аутизм и СДВГ
Аутизм и СДВГ — отдельные нейроотличия, но они часто сопутствуют друг другу. По разным оценкам, от 30 до 80% детей с аутизмом также имеют симптомы СДВГ, а от 20 до 50% детей с СДВГ имеют симптомы аутизма (Растинг, 2018).
Иногда я замечаю за собой то, что свойственно при СДВГ, хотя он у меня не диагностирован. Например, из-за сложностей с исполнительной функцией меня часто называли рассеянной, словно я витаю в облаках.
На самом деле схожее внешне поведение у аутичных людей и людей с СДВГ может возникать по разным причинам. Например, аутичные люди могут не слышать то, что им говорят, из-за нарушения обработки слуховой информации и распознавания социальных сигналов. У людей с СДВГ это может быть следствием нарушения концентрации внимания.
При сочетании СДВГ и аутизма могут возникать «противоречия».
Например, при аутизме у человека может быть потребность в сохранении рутины и порядка, но из-за СДВГ он не способен его соблюдать. Терапия для человека с СДВГ и аутизмом должна быть адаптирована под оба состояния. Например, это могут быть стратегии рутины и структуры с допущением спонтанности и гибкости.
Люди с аутизмом и СДВГ описывают свой опыт так:
У меня есть много маленьких клиентов с РАС и СДВГ.
После них кабинет часто как будто потерпел крушение. Независимо от речевых умений от таких детей много шума. Когда я спросила своего клиента с СДВГ, кем он себя представляет, он ответил: ««Сапсаном» с полярными лапками» и пробежался от одного конца комнаты к другому, изображая скоростной поезд. По-моему, это отличная иллюстрация того, что может представлять собой СДВГ.
Более полное признание и понимание уникального профиля нейроотличных людей с СДВГ и аутизмом позволит им лучше раскрывать свой потенциал и творческие способности.