Детский лагерь «Антон тут рядом»

В июле в центре на Невском заработала киностудия: 16 участников с аутизмом и нейротипичных ребят вместе писали сценарии, учились пользоваться камерами, ставили свет и записывали звук для своих фильмов. Так прошла смена инклюзивного детского лагеря «Антон тут рядом».

Что из этого вышло? Пчелиный кот, самый добрый великан, майнкрафт-зомби и 12 фильмов. Рассказываем!

Текст: Алёна Мельникова
Фото: Светлана Троицкая 


Киностудия тут рядом

В лагере каждый день был посвящён одному процессу: день для сценария и персонажей, день для декораций, день для съёмок видео и записи звука, а чтобы отслеживать прогресс, на большой стене мы постоянно обновляли список этапов работы — свой для каждого фильма.

За смену городского лагеря Арсений освоил освещение, сделал несколько цветных фильтров и настроил прожекторы для кадра, Влад написал саундтрек для своего фильма, а Лёва снял бекстейдж смены на камеру.

«Я вот всегда думал, что легкотня сделать мультик, а теперь понял, что глубоко ошибался. И если мои дети скажут, что мультики делать легко — я их отправлю сюда, пускай они посмотрят как делаются мультики».

Влад, аутичный студент фонда, автор фильма про Тома и Джерри
Наташа и Арсений

Перед съёмкой участники лагеря вместе с режиссёрами и сопровождающими готовятся — отрабатывают навыки на десятисекундных видеопортретах, договариваются со скотчем, чтобы тот не приклеивался к пальцам в процессе создания декораций, и осваивают камеры.

«Камера — это средство выразительности, один из языков коммуникации. Нам было важно это показать. Мы снимали не на профессиональные камеры и выбирали те, которые понятны в использовании и помещаются в руку: не нужно париться ни с фокусом, ни со сменой объективов.

Как часто бывает с детьми, ты упрощаешь программу, а потом оказывается, что они готовы к более сложным задачам, очень быстро увлекаются и сами усложняют часть процессов. Некоторых было просто не остановить, мне казалось, что закончился реквизит. Например, Милана сделала целую конструкцию из картона и цилиндр для шляпы. Ещё удивил Вова, потому что он сделал из картона павильон для съёмки».


Людмила Русакова, режиссёр 
Арсений и тьюторы Наташа и Лиза. Это любимое дело Арсения: ронять, поднимать и обнимать взрослых
Мы

Коллаборации друг с другом 

На смене дети успели сходить в студию «Смешарики» — наблюдали за озвучкой Кар-Карыча и Совуньи в новых, ещё не вышедших сериях, рассматривали студийную коллекцию фигурок и вспоминали первую серию мультфильма. Ещё на смене случилась экскурсия по Ленфильму, где уже в последний день прошёл показ всех 12 фильмов, снятых детьми лично и в коллаборациях друг с другом. В настоящем кинотеатре.

Чтобы детям ориентироваться в расписании было проще, у каждого участника есть свои карточки с распорядком дня. В них дела и мастерские отмечены текстом и символами, такие же можно найти на двери в каждую мастерскую.

У ребят с трудностями в общении есть коммуникативные карты и система жетонов — ребёнок получает жетон от сопровождающего за каждое выполненное задание, а 5 жетонов можно обменять на отдых или мультфильм. Такая система помогает включаться в общий процесс с другими нейроотличными и нейротипичными участниками лагеря.

Ещё иногда в лагере используют коммуникатор — это большая карта с иллюстрациями, через которую ребёнок общается с миром и сопровождающими. 

«Мы с тобой не похожи, но можно мы будем друзьями?» — так заканчивается фильм Андрея про биби-танцора, который никак не мог найти друзей. Ещё среди сюжетов хорроры, истории о зомби и супергероях и личные истории, рассказанные через кроликов и кошек.

Место для разных нас

Главные запросы у участников лагеря и их родителей — общение и обычное детское лето: безудержное и в компании новых друзей. Поэтому почти в каждом фильме есть не только режиссёр и автор, но и команда актёров, помощников по декорациям и освещению, состоящая из других ребят. 

«Одна из основных мотиваций в работе над лагерем — создание пространства для встречи, для разных нас.

Прямо на наших глазах в процессе лагеря находились и создавались творческие компании. Съемочный процесс — дело увлекательное, и за счёт разнообразия задач каждый из ребят имеет возможность найти себе в нём место.


Лагерь дает подготовленную возможность для совместной деятельности, социализации и творчества, возможности почувствовать себя успешным для каждого из ребят и при этом увидеть результат своей работы — всё то, что мы так любим и ценим в фонде».


Вероника Чендылова, куратор детского лагеря 

Над лагерем работала невероятная команда волонтеров: Гена Смирнов, актер и попечитель фонда, провел лекцию про технологии при съемке кино и взял на себя роль рыцаря на красном фламинго и в железном шлеме. Режиссёр Люда Русакова продумала логику активностей всего лагеря, монтировала видео детей и координировала группу ребят в роли режиссера. Режиссёр Лёша Красный провел два тренинга по актерскому мастерству на движения и знакомство. Дима Благодаренко вел мастер-классы, координировал группу ребят в роли режиссера и монтировала видео. Таня Рассыхаева вела мастер-классы, координировала группу ребят в роли режиссера и монтировала видео. Ася Уилсон вела мастер-классы в декоре и учила нас стоп-моушн анимации.

Мастера: Андрей, Глеб, Максим, Соня. Ровер — Лиза, волонтеры и сопровождающие: Даша, Лиза, Женя, Лана, Алена, Слава, Полина, Дима, Наташа, Света и Катя. Кураторы лагеря: Вероника и Полина.

Друзья, спасибо! И до встречи в следующем году. 

.