Подростковый проект
Это творческие, коммуникативные и социально-бытовые занятия для аутичных детей от 13 до 17 лет, которые проходят в Центре «Антон тут рядом» на Троицкой. В проекте участвует 19 аутичных детей. Основная задача проекта — предоставить студентам безопасное пространство для общения, творчества и обучения. Ежемесячные отчёты можно найти тут.
О проекте
В 2023 году в проекте участвуют 24 студента, пять из них — нейротипичные подростки. Участники занимаются в керамической, декораторской и швейной мастерских. Они снимают кино, рисуют на графическом факультативе и арт-терапии и играют на музыкальных инструментах.
Ребята выбирают занятие по душе и ходят на любимые факультативы, но могут попробовать что-то новое. Для подростков проходят занятия английского языка, где ребята разбирают тексты любимых англоязычных песен, смотрят мультфильмы без перевода и общаются — рассказывают об эмоциях и впечатлениях. На компьютерном факультативе они учатся искать информацию, делать презентации и изучают основы безопасности в интернете.
![](https://antontut.ru/wp-content/uploads/2023/03/img_9468-1920x1280.jpg)
Для участников работают две коммуникативные группы, соответствующие навыкам общения. План группы учитывает сложности ребят. Студенты учатся просить, задавать вопросы, рассказывать о себе, слушать собеседника и делиться эмоциями. Иногда они ходят в кафе, кино или на прогулку, а перед этим разыгрывают ситуации, чтобы чувствовать себя уверенно: студенты пробуют себя в роли официанта, кассира, посетителя или администратора. Так они запоминают, как вести себя в городских пространствах.
Бытовые навыки студенты осваивают на тренировочной квартире фонда. По будням в ней живут аутичные взрослые, но по выходным они уезжают домой, поэтому квартира пустует. Участники подростковой программы приходят туда и учатся мыть посуду, готовить еду, ходить в магазин, прибираться. С каждым разом обязанностей становится больше. Каждый учится тому, что ещё не может делать сам.
![](https://antontut.ru/wp-content/uploads/2023/03/img_3559-1920x1280.jpg)
Почему это важно
Аутичные подростки часто выпадают из поля зрения системы. Они уже не дети, поэтому их не ждут в центрах помощи, но и не взрослые, которым важна поддержка с трудоустройством и самостоятельной жизнью.
Не все школы не адаптированы для аутичных учеников, поэтому многие подростки вынуждены учиться дома. Там они не могут находить друзей и общаться со сверстниками. Если аутичный подросток всё-таки ходит в школу, он может столкнуться с буллингом и насмешками одноклассников.
Подростковый проект создан, чтобы аутичные подростки находили друзей и развивались в творчестве. Здесь подросток может быть собой среди сверстников.
Максим в начале учебного года чувствовал себя некомфортно в больших компаниях. Иногда он так нервничал из-за социальных контактов, что это влияло на самочувствие и сон. На новогодней вечеринке было шестьдесят человек, но Максим выступил с песней. «Раньше мне было трудно, когда вокруг много незнакомых людей, а здесь я чувствую себя спокойно. Спасибо, что приняли в семью», — сказал Максим.
![](https://antontut.ru/wp-content/uploads/2023/03/img_4987-1920x1280.jpg)