История Центра на Невском
Центр открылся в 2016 году в Татарском переулке, среди студентов — выпускники Центра на Троицкой и новые студенты. То же и с мастерскими: швейная — как в первом Центре, а остальные — новые: столярная, переплетная, мастерская растениеводства и компьютерный класс. В новом Центре — более рабочая атмосфера, больше сосредоточенности на процессе, и многим студентам в таких условиях оказалось работать проще, а еще — проще общаться: например, что-то прокомментировать или попросить мастера помочь.
Второй Центр — как колледж после школы, следующая ступень социализации. Отдельное внимание здесь уделяется работе над мотивацией, над конечной ответственностью и над конечным результатом, над понятиями «рабочая дисциплина» и «рабочие отношения». Это не всегда удается: молодые люди с ментальной инвалидностью либо привыкли быть дома, в изоляции, где от них ничего не требуется, либо посещали всевозможные центры «для инвалидов», где к ним относятся как к детям. Они привыкли, что занятость — это «понарошку».
Самое трудное — это отыскать или взрастить мотивацию человека. Во многих случаях мы преуспели, во многих — не преуспели нисколько. Были студенты, которые хотели вернуться «к себе, на Троицкую» и чтобы их уже оставили в покое «с этим трудоустройством». Но были случаи, когда студенты очень хотели «настоящей работы» вне Центра и тяжело переживали неудачи, а мы эти неудачи переживали вместе с ними.
В 2019 году Центр переехал из Татарского переулка на Невский проспект: благодаря нашему соратнику Олесе Ганкевич нам удалось получить новое помещение. Масштабный ремонт занял почти полгода. Стены расписывали профессиональные художники, а для большого зала нам подарила картины замечательная художница Катя Щеглова.
Благодаря помощи фонда «Абсолют Помощь» и компании «Адамант», мы закупили оборудование совсем другого, более высокого уровня.
Новое место — новая концепция: мы обновили состав мастерских, отказались от мастерской растениеводства, зато добавили кулинарную, гончарную и шелкографию, а для столярной и новой декораторской мастерских ищем отдельное помещение.
Но Центр на Невском — это не только социально защищенные мастерские и подготовка к трудоустройству. Это помещение-трансформер. По вечерам и всем выходным дням — с утра до вечера — здесь работает инклюзивный проект «Место встречи»
Работа в мастерских — важная, но не единственная составляющая подготовки к трудоустройству. Чтобы студенты привыкали к новым рабочим местам и знакомились с новыми людьми, мы придумали волонтерские практики — неоплачиваемые стажировки на внешних площадках. Это еще не заработок, но возможность социализироваться, оказаться в новой ситуации, взять новую ответственность.
Иногда практика связана с работой в мастерской — так, в разные годы студенты переплетной мастерской помогали соседней библиотеке — реставрировали старые книги, подклеивали корешки и оторвавшиеся страницы, меняли форзацы и обложки.
Студенты столярной мастерской помогали на производстве деревянных сувениров.
Студенты мастерской растениеводства волонтерили в оранжерее на Крестовском острове, в ботаническом саду СПбГУ, в Ботаническом саду Петра Великого.
Так они видят, что то, чему они учатся в мастерской, применимо, важно и полезно.
В других случаях студенты просто помогают там, где нужны руки: например, участвуют в эколого-благотворительном проекте «Крышечки доброты»: это сбор пластиковых крышек от бутылок, которые сдаются в переработку, а все деньги от их сдачи идут на нужды благотворительного фонда «Солнце». Перед сдачей крышечки нужно рассортировать по цветам и размерам. C этим и помогают наши студенты.
Еще одна составляющая — бытовые тренинги, тренировка навыков, которые необходимы не для работы как таковой, а просто для того, чтобы жить самостоятельно.
Ходить на почту, в кафе, в поликлинику, за продуктами, класть деньги на телефон через терминал — это очень важные умения, которые надо отрабатывать. И не в один этап: сначала все возможные ситуации отрабатываются на занятии в Центре, а уже потом — на полевой практике.
Прорабатываются самые мелкие детали: в кафе, если ты не один, нужно поддерживать разговор, — какие возможны темы? Обсуждение таких тем — это отдельное занятие. Нужно общаться с официантом, расплатиться, не забыть сдачу — везде требуются тренировки.
Запись в поликлинику — тоже многоступенчатое дело: сдать верхнюю одежду в гардероб, записаться в регистратуре, получить талончик, найти нужный кабинет. Самая сложная стадия — конечно, запись в регистратуре, особенно когда нужный документ не найти в сумке, человек в окошке подгоняет, а люди в очереди ругаются. Но уметь это делать — необходимо.
Тренировать нужно и более частные навыки: например, как положить деньги на телефон через терминал. Опрос показал, что некоторые студенты никогда сами этого не делали, хотя телефоны у них есть. За них это всегда делали родители.
Во время режима самоизоляции занятия продолжались по видеосвязи: студенты учились домашним навыкам — готовить, гладить, штопать одежду.
Количество мест у нас ограничено, а желающих много. Для взрослых людей с особенностями, которые закончили колледж или другое учебное заведение, но так и не смогли устроиться на работу или на ней надолго задержаться, мы проводим краткие курсы подготовки к трудоустройству — на площадке Центра и у наших партнеров — ЦСРИ Калининского района.
В программе — необходимые для трудоустройства навыки: от составления резюме, использования сервиса HeadHunter, собеседования — до поведения на рабочем месте, возможных проблем и способов их решения.