«Я научилась пилить доски и резать перчик». Как прошла арт-резиденция «Антон тут рядом»
Финская усадьба под Выборгом, 7 дней в лесу и инклюзивная команда. Мы уверены, что каждый взрослый должен иметь возможность планировать отпуск и иногда уезжать от родителей.
Каждое лето студенты, мастера и тьюторы «Антон тут рядом» уезжают из города, чтобы вместе узнать больше об отдыхе и самостоятельной жизни. Как прошла резиденция, и что о ней говорят участники?
«Беспредельный арт»
Финская усадьба стоит в глухом лесу. Вокруг никого, дом огибает только река Вуокса. Купаться в ней нельзя: течение слишком сильное.
На мокрой траве — десятки ковриков. Утро традиционно начинается с йоги. Тренер Полина поддерживает участников: «Валера, держись! Только ты у себя есть!», а Валера отвечает: «Какая же это поза лягушки? Это жаба».
После тренировки команда резиденции разбредается по мастерским. С поддержкой сопровождающего аутичные взрослые каждый день выбирают, чем хотят заняться: пилить, танцевать, фотографировать, готовить, рисовать на пленэре или придумывать декор из дерева, тканей и цветов.
Можно и просто отдыхать: собирать чернику, плавать на лодке, играть в мяч, петь или читать книгу про волшебников и майора полиции. Так иногда делали Лиза с Глебом.
Одна из главных задач резиденции — расширить границы возможностей и интересов аутичных взрослых. Если в городе в мастерских фонда студент занимается швейным ремеслом, в резиденции у него есть шанс попробовать себя в чем-то новом.
«Я научилась пилить доски, научилась другим способом резать перчик. Нарисовала два рисунка: вид с улицы на усадьбу и вид из окна. Я сфотографировала и кошку, и куриц, и девочку, и собаку Дину. Все-таки я творческий человек. Люблю запечатлевать что-то красивое. Так что теперь попрошу у мамы фотоаппарат».
Даша, участница резиденции и студентка швейной мастерской «Антон тут рядом»
У команды лагеря масштабные цели. На танцевальной мастерской — подготовить перформанс на Ивана Купала. На столярной мастерской — сделать деревянные конструкции для перформанса и «костёр желаний» из вспененного полиэтилена.
На пленэре — нарисовать виды усадьбы, чтобы в конце показать свои работы на вернисаже. На кулинарной мастерской — готовить для команды резиденции обеды и ужины. На фотографии — разобраться в настройках камеры, поснимать пейзажи и портреты для отчетного показа.
Главным фаворитом оказалась мастерская декора. Так участники называют мастерскую, где из тканей, дерева, растений и бумаги делают творческие проекты.
Смастерить китайский фонарик? Разрисовать простынь? Склеить коллаж? Связать нити на ловце снов? Завакуумировать гербарий?
Легко.
«Здесь у нас была возможность творить какой-то беспредельный арт. У нас не было никаких рамок. В мастерской все-таки мы стараемся больше придерживаться расписания, плана продаж. Здесь была более творческая и разнузданная атмосфера.
Нам пришла мысль сделать такую глобальную штуку, в которой не будет кого-то главного или кого-то, кто что-то умеет и чему-то научит. Просто хотелось вместе создать синтез искусств».
Аня, мастер декора в резиденции и мастер декораторской мастерской в «Антон тут рядом»
Илья с Димой даже написали про декор хокку:
Силуэты гербария
Окружили меня по всей комнате
Включу ночник
Спасибо за внимание.
«Резиденция — это легкая перепрошивка»
Еще одна задача резиденции в том, чтобы аутичные участники получили возможность самостоятельной поездки — отдельно от родителей.
Кто-то из команды уже ездил в одиночку на соревнования по фигурному катанию, как Даша. Кто-то впервые оказался отдельно от родителей, как Андрюс. Кто-то отлично справляется с гигиеной, а кому-то еще важна поддержка тьютора, чтобы умыться.
У всех студентов разные навыки и каждому важен разный уровень поддержки, чтобы прожить самостоятельный опыт безопасно. Поэтому у участников свои цели, задачи и сопровождающие.
Сопровождающий отвечает за поддержку и обучение новым навыкам. Он всегда рядом, чтобы помочь одеться, отнести тарелку, завязать шнурки, составить расписание или просто обнять.
Работа сопровождающего особенно важна. Он поддерживает аутичного участника круглосуточно: отвечает на вопросы, помогает справиться с тревогой. Или, наоборот, проживает вместе с аутичным взрослым счастливые моменты.
Тьютор следит за безопасностью и правилами резиденции. Сопровождение — это коммуникация на равных, которая требует большого внимания, эмпатии и собранности.
«Я ехала с кучей страхов: в плане гигиены, сопровождения участников, условий. Для меня это был дикий стресс. Но потом случился внутренний переворот. Я посмотрела другими глазами на коллег и на студентов. Я поняла, какую огромную миссию мы выполняем.
Я слушала истории Кати, которую я сопровождаю, про буллинг, с которым она соприкасалась в колледже, детском лагере. И увидела её горящие глаза здесь. Увидела, как она раскрылась, как стала свободнее.
Я вижу, как мастера уделяют ей время, как о ней заботятся, как ей дают свободу выбора, как её привлекают в движухи. Вижу работу каждого в этом человеке. У неё такая легкая перепрошивка прошла. И я размышляю, что это отправная точка к каким-то большим переменам в её жизни».
Яна, сопровождающая резиденции и мастер декораторской мастерской «Антон тут рядом»
«Хочу друга на всю жизнь»
По вечерам команда резиденции отдыхает от нового опыта: танцуя под «Яхта, парус», водя хороводы на Ивана Купала, жаря маршмеллоу на костре, играя в квиз, плача над мультфильм «Головоломка» или под Земфиру в караоке.
Но больше всего студентам запомнился «костёр желаний». Это не настоящий костёр: в столярке для него подготовили деревянный подиум и щупальца-искорки из вспененного полиэтилена.
Мы прыгали через него и загадывали желания:
Хочу быть смелой.
Хочу любить себя.
Хочу, чтобы никого не кусали клещи.
Хочу вернуться в компьютерную мастерскую.
Хочу, чтобы было лучше.
Хочу много денег и мировую славу.
Хочу друга на всю жизнь.
Саша загадал вернуться в резиденцию.
Будем ждать встречи.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов.