Ставим точки над і: чем отличается аутизм от шизофрении?

От точности диагноза зависит выбор подходов к помощи и лечению ребенка, поэтому различия между аутизмом и шизофренией важны для родителей детей с особенностями развития.

В чем эти различия могут проявляться? Рассказывает Иван Мартынихин, врач-психиатр и эксперт фонда «Антон тут рядом».

Иван Мартынихин
Врач-психиатр, эксперт фонда «Антон тут рядом»

Шизофрения — главная болезнь для психиатрии ХХ века. Тогда считали, что для нее обязателен неблагоприятный прогноз: социальная дезадаптация, необходимость в поддержке, возможное общественно опасное поведение. 

За более чем 100 лет исследований сформировалось научно-обоснованное понимание природы шизофрении, сузились ее диагностические границы, найдены достаточно эффективные методы лечения.

Сегодня эта болезнь уже не такая «пугающая», как в прошлом веке. В большинстве случаев бред и галлюцинации, основные симптомы при шизофрении, хорошо лечатся современными препаратами антипсихотиками. 

При вовремя начатом лечении большая часть людей с шизофренией после купирования психоза продолжают жить полной жизнью.

При аутизме так не получится: лекарства не научат человека общаться с другими людьми и понимать их. Только с помощью длительного обучения и программ социализации можно помочь ребенку или взрослому улучшить самочувствие и качество своей жизни.

Путаница между диагнозами не случайна

Впервые термин аутизм был введен немецким психиатром Эйгеном Блейлером в 1911 году — именно как название одного из симптомов шизофрении. 

Он подразумевал, что аутизм является базовым симптомом шизофрении и проявляется в отгороженности и нежелании общаться с другими людьми. 100 лет назад казалось, что причина для малоконтактности людей одна, и она универсальна. Теперь мы понимаем, что причин для нарушения взаимодействия с другими людьми может быть много: страх оценки со стороны других людей — социофобия, отсутствие желания общаться и подозрительность в отношении других людей — шизофрения, недостаток умения понимать внутренние переживания и мысли других людей — РАС и другие. Все это разные расстройства. 

Во второй половине ХХ века соотношение аутизма и шизофрении, как ведущих причин в проблемах во взаимодействии с людьми, пересмотрели. Если раньше аутизм был симптомом шизофрении, то теперь они стали двумя независимыми расстройствами, со своими причинами, механизмом развития и клиническими проявлениями, мало связанными между собой. Но в силу истории возникновения их концепции врачи с устаревшим образованием до сих пор продолжают путать эти 2 состояния и диагноза. 

При этом терапия РАС и шизофрении принципиально различны. При аутизме детям важны ранние интенсивные программы обучения и социализации, при шизофрении — медикаментозная терапия. Если аутичный ребенок из-за некорректного диагноза получает длительно терапию, необходимую при шизофрении, его развитие может ухудшаться. 

Как отличить шизофрению от РАС? 

Самое главное различие — возраст возникновения. В международной классификации болезней сказано, что у детей шизофрения встречается очень редко. Стандартный возраст появления первых симптомов шизофрении с 18 до 30 лет с пиком заболеваемости в 21 год. Только 8% людей заболевают шизофренией в возрасте до 18 лет. 

Диагностические критерии для шизофрении у людей разного возраста едины: бредовые идеи, галлюцинации, дезорганизованное мышление и переживание о внешнем контроле. Малоконтактность может быть в части случаев, но это не обязательный критерий. 

Аутизм — расстройство ранних этапов нейропсихического развития.

В большинстве случаев — до 80% — первые симптомы РАС проявляются в возрасте от 1,5 до 2 лет.

Получается, что особенности аутичных детей есть уже в раннем возрасте. А при шизофрении ребенок развивается совершенно обычно и ничем не отличается от сверстников до подросткового и взрослого возраста. 

Это различие вроде бы ставит точки над i: разницу между РАС и шизофренией в большинстве случаев можно легко понять по возрасту манифестации расстройства.

Хотя возможен нюанс: при аутизме у детей с достаточно хорошим развитием и освоением речи сложности коммуникации и склонность к повторяющемуся поведению (основные критерии диагностики РАС) могут не мешать и быть незаметными до того возраста, когда «социальные требования не превысят ограниченные возможности». 

То есть, возможно, что только с подросткового возраста плохое понимание других людей станет настолько проблемным, что будет мешать человеку адаптироваться в жизни. Именно поэтому в современных классификациях, вроде МКБ-11, не указан верхний предел возраста, когда могут «появиться» симптомы аутизма.

Второе отличие, которое выделяют создатели современных классификаций, — это наличие при шизофрении бредовых идей и галлюцинаций. 

Казалось бы, ничего общего с РАС, при котором бреда и галлюцинаций быть не должно. Но при неправильной и упрощенной интерпретации врачи могут объяснять переживания аутичного человека, как подходящие под диагностические критерии шизофрении. 

Например, особенности интересов, убеждений и мнений человека с РАС, принять за бредовые идеи и галлюцинации. 

Непредсказуемость поведения трактовать как дезорганизацию мышления. Двигательные стереотипии — как кататонию. 

К сожалению, для диагностики психических расстройств нет каких-либо методов кроме клинической диагностики, поэтому основную роль в постановке диагноза играет психиатр и то, как он интерпретирует поведение и переживания человека. 

В России в образовательных программах для врачей мало внимания уделяется аутизму, но много — шизофрении. Именно поэтому шизофрению, а не аутизм, в первую очередь подозревают врачи на приемах.