«Я настолько привыкла к издевательскому отношению, что стала считать его нормальным». Как защитить аутичного ребенка от буллинга

Аутичная девушка и терапист Юлиана Якуббо рассказывает о личном опыте буллинга и способах его профилактики.

Аутичные люди являются уязвимой группой и чаще переживают буллинг, чем нейротипичные люди. Согласно исследованиям, более 60% (Источник: Келд, Бекман, Эпен, 2022) детей и молодых людей с аутизмом подвергаются издевательствам. При этом аутичные ученики средних и старших классов подвергаются травле наиболее часто.

Что такое буллинг?

Это любое нежелательное агрессивное поведение со стороны других людей, которое включает в себя дисбаланс власти и имеет тенденцию повторяться. 

Какие самые распространенные виды буллинга?

  • - Физический. Удары, толчки, подножки.
  • - Словесный. Клички, обзывательства и поддразнивания.
  • - Социальный. Распространение слухов, исключение человека из группы, бойкот.
  • - Ущерб имуществу, отбирание вещей.
  • - Кибербуллинг. Запугивание, травля и насилие в интернете.

Я переживала буллинг с начальных классов до окончания колледжа. 

Несмотря на смену трёх классов, я вновь и вновь переживала издевательства, которые по уровню жестокости лишь становились сильнее с годами. Самое страшное: я настолько привыкла к издевательскому отношению, что стала считать его нормальным. 

Как будто я его заслужила. 

Не всегда легко распознать, что аутичный ребёнок переживает в школе буллинг. К тому же, он не всегда может это осознать или рассказать. Приведу некоторые характерные признаки. 

Признаки того, что ребёнок подвергается буллингу: 

  • - На его теле появляются синяки, царапины, ушибы.
  • - Его вещи повреждаются или пропадают.
  • - Он находит оправдания и обманывает, чтобы не ходить в школу.
  • - Он болеет чаще обычного, или у него меняется режим сна и питания.
  • - Он плачет перед посещением школы, боится школы.
  • - Его успеваемость ухудшается, интерес к учебе пропадает, концентрация снижается.
  • - Он выглядит подавленным и несчастным. 

Последствия издевательств могут быть серьезными. 

Люди, пережившие буллинг, сталкиваются с неуверенностью в себе, поведенческими проблемами, сложностями с концентрацией внимания и низкой самооценкой. Это оставляет след на доверии к миру и к себе. 

Ни один ребёнок не заслуживает того, чтобы над ним издевались.

Профилактика буллинга аутичных детей

Лучшая профилактика буллинга — диалог. Родителям и учителям важно не молчать и не игнорировать инциденты издевательств, потому что они могут усугубляться. 

Как и с кем вести диалог? И что объяснить ребёнку?

Первый шаг: будьте готовы выслушать историю ребёнка и дать понять, что вам можно доверять.

Если у ребёнка есть трудности с устной речью, то можно попробовать карточки, жесты, рисунки или сообщения.

Будьте достаточно ясны в объяснениях. 

Например, мне в детстве дали общий совет не реагировать на обидчиков. Я восприняла его слишком буквально и совсем перестала себя защищать.

О чём говорить с ребенком?

Дайте ребёнку понять разницу между приемлемым и неприемлемым обращением со стороны одноклассников. 

Вам нужно научить его отстаивать себя и развивать социальные навыки. Если ребёнок защищает свои границы, поощряйте его. 

Что поможет в диалоге?

  • - Индивидуальные социальные истории. Они позволяют лучше понять ситуацию травли и найти из неё выход.
  • - Видео, в которых обыгрывается сюжет травли.
  • - Ролевые игры с ситуацией травли. Так ребёнок может попрактиковаться в том, как ответить на травлю или попросить помощи. 

Как действовать в школе? 

Найдите безопасное место внутри здания школы, где ребёнок не будет подвергаться нападкам. 

Если это невозможно, научите ребёнка всегда находиться в поле зрения других детей и учителей, которые могут вовремя отреагировать на инцидент. 

Общайтесь с учителями и администрацией. Школы должны быть заинтересованы в профилактике травли. Попробуйте вместе продумать пути решения. Например, предложите провести беседу с учениками. 

Я до сих пор благодарна тем учителям, которые пытались меня защитить и держали связь с моей мамой. 

Школьников нужно учить тому, что особенности развития — это отличия, а не недостатки. Когда сверстники узнают о причинах поведения аутичных детей, они становятся более принимающими и могут сыграть важную роль в предотвращении травли. 

Почему? Более 50% издевательств прекращаются, когда кто-то вмешивается (Источник: Хоукинс, Пеплер, Крейг, 2001).

Важно помнить, что иногда профилактики буллинга бывает недостаточно. Родители могут решить перевести ребёнка в другую школу или уйти на домашнее обучение. Это тоже вариант — социализация не стоит того, чтобы оставаться в небезопасных условиях. 

Вы не должны проходить через буллинг в одиночку. Если вам нужна помощь, обратитесь в проект Травли НЕТ или позвоните на горячую линию поддержки: 8 800 500 44 14.