Что такое альтернативная и дополнительная коммуникация?

Объясняет Ольга Косинская, учитель-дефектолог, тренер программы «Ранняя пташка» и лектор школы тьюторов «Антон тут рядом».


У аутичных людей часто бывают сложности с коммуникацией. Например, со словарным запасом, содержанием и скоростью речи. Может встречаться тревога и эхолалия — неконтролируемое автоматическое повторение слов. Также аутичный человек может слишком буквально понимать фразы.

Бывают и трудности социального взаимодействия: проблемы с навыком ожидания, обработки вербальной информации, пониманием социальных правил, соблюдением очередности, пониманием намерений собеседника и использованием невербальной коммуникации.

Как улучшить взаимодействие с человеком с РАС?

  • - Говорите коротко и ясно.
  • - Используйте утвердительную форму: вместо «Пойдем гулять?» говорите «Пойдем гулять!»
  • - Давайте человеку время на обработку информации.
  • - Поощряйте зрительный контакт.
  • - Используйте разные виды поддерживающей коммуникации.

Если человек не разговаривает — это не значит, что он не хочет общаться, часто просто ему нужна помощь, такой помощью может быть альтернативная и дополнительная коммуникация.

Виды альтернативной и дополнительной коммуникации


Все способы коммуникации, помимо обычной речи, которые люди используют, чтобы выразить свои желания, мысли, потребности и идеи.

  • - Знаки руками.
  • - Жесты, выражение лица, язык тела.
  • - PECS — коммуникации путем обмена изображениями.
  • - Коммуникативные доски — «неэлектрические» устройства с символами.
  • - Системы речевого вывода — портативные электронные устройства и приложения, которые воспроизводят синтетическую или оцифрованную речь.

Альтернативная и дополнительная коммуникация способствует развитию речи. Если ребенок не говорит — это не значит, что он не понимает речь. Скорее всего, ребенку просто нужна поддержка в коммуникации. Чем раньше ребенок начнет использовать альтернативную и дополнительную коммуникацию ребенком, тем скорее он получит важный опыт взаимодействия с другими людьми.

Что такое PECS

Рассказывает Ольга Попова, клинический психолог, сертифицированный PECS-супервизор, лектор курса для родителей «Ау. Подростки».

PECS — picture exchange communication system — обучение навыкам общения с помощью обмена изображениями. PECS помогает развить коммуникацию, письмо, речевые и социальные навыки.

Как работает PECS?

PECS — многократно опробованная и научно доказанная система (Carr & Felce, 2007). В процессе обучения человек — ребенок или взрослый — учится сообщать о своих потребностях, просить о помощи, понимать и выполнять инструкции, следовать расписанию, адекватно принимать отказ. И главное — PECS запускает, а не замедляет развитие речи.

Как понять, что ребенку или взрослому нужен PECS? 

В этом поможет опросник.

  • 1. Человек использует речь для общения?
  • 2. Человек инициирует общение?
  • 3. Понимают ли его окружающие, кроме родителей и самых близких?
  • 4. Человек использует соответствующие возрасту лексику и грамматику?

Если хотя бы на один из этих вопросов вы ответили «нет», значит система PECS будет для вас полезна. 

Что почитать?

Стивен фон Течнер, «Введение в альтернативную и дополнительную коммуникацию»

М. Сандберг, «VB-MAPP. Программа оценки навыков речи и социального взаимодействия для детей с аутизмом и другими нарушениями развития»

Л. Фрост, Э. Бонди, «Система альтернативной коммуникации с помощью карточек (PECS)»

С. Довбня, Т. Морозова «Дети с расстройствами аутистического спектра в детском саду и школе. Практики с доказанной эффективностью»

Больше информации о PECS можно найти на сайте фонда «Выход» и в журнале «Аутизм — это».