5 мифов об ABA-терапии

ABA-терапия — это прикладная отрасль науки о поведении. 

С одной стороны, она имеет доказанную эффективность при аутизме и широко распространена среди специалистов и родителей. С другой стороны, есть тяжелая история неправильного применения инструментов ABA, из-за которой создаются мифы.

Юлиана Якуббо, аутичная девушка, терапист и постоянный автор фонда «Антон тут рядом» развеивает мифы об ABA-терапии:

«Когда-то меня терзали сомнения по поводу АВА-терапии, я сталкивалась с критикой со стороны родителей, аутичного сообщества и наблюдала некорректное применение принципов на практике. На своем опыте я изучила и опровергла основные мифы об АВА, о которых хочу рассказать».

Миф 1: АВА — дрессировка

Дрессировщики формируют поведение животных, которое не имеет для них ценности. Например, учат тигра прыгать через кольцо. 

В АВА есть этический кодекс, в котором прописано, что терапевты действуют в интересах клиента. Людей обучают только тем навыкам, которые для них важны. Я, например, применяю АВА в своей жизни каждый день. 

Миф 2: АВА-терапевты делают из аутичных людей неаутичных

Некоторые сравнивают АВА с конверсионной терапией, но сейчас они не имеют ничего общего. В АВА опираются не на диагноз, а на поведение.

Еще ни в одной программе по АВА не было прописано «из аутичного человека сделать нейротипичного».  Цель АВА — улучшить качество жизни человека.

Миф 3: АВА полезна только для детей с аутизмом 

Методы прикладного анализа поведения применяются в психотерапии, для изучения иностранных языков, для обучения школьников, для людей с зависимостями, для тренировки спортсменов, для воспитания детей. 

Законы, по которым работает поведение, действуют на всех нас без исключения.

Миф 4: АВА-терапия игнорирует внутреннюю мотивацию

В прикладном анализе поведения наоборот ценится, когда клиент начинает получать удовольствие от процесса и больше не нуждается во внешних подкреплениях. 

Специалисты других подходов тоже не телепаты и не могут знать наверняка те факторы, которые скрыты от наблюдения. Но современный АВА начинается с того, что терапевты стремятся понять своих клиентов. 

Миф 5: АВА-терапия не учит мыслить, ломает волю и личность

Сама по себе наука о поведении не плохая и не хорошая. Многое зависит от мастерства и знаний того, кто применяет ее на практике. 

В АВА-терапии стремятся работать эффективно. Конечная цель терапии — максимальная самостоятельность и независимость клиента. 

Если по каким-то причинам вы видите, что процесс терапии вам не нравится, непонятен или неприятен, обязательно скажите об этом тем, кто работает с ребенком. Не стесняйтесь задавать вопросы и менять неэффективные методы.