Что такое альтернативная и дополнительная коммуникация?
Объясняет Ольга Косинская, учитель-дефектолог, тренер программы «Ранняя пташка» и лектор школы тьюторов «Антон тут рядом».
У аутичных людей часто бывают сложности с коммуникацией. Например, со словарным запасом, содержанием и скоростью речи. Может встречаться тревога и эхолалия — неконтролируемое автоматическое повторение слов. Также аутичный человек может слишком буквально понимать фразы.
Бывают и трудности социального взаимодействия: проблемы с навыком ожидания, обработки вербальной информации, пониманием социальных правил, соблюдением очередности, пониманием намерений собеседника и использованием невербальной коммуникации.
Как улучшить взаимодействие с человеком с РАС?
- - Говорите коротко и ясно.
- - Используйте утвердительную форму: вместо «Пойдем гулять?» говорите «Пойдем гулять!»
- - Давайте человеку время на обработку информации.
- - Поощряйте зрительный контакт.
- - Используйте разные виды поддерживающей коммуникации.
Если человек не разговаривает — это не значит, что он не хочет общаться, часто просто ему нужна помощь, такой помощью может быть альтернативная и дополнительная коммуникация.
Виды альтернативной и дополнительной коммуникации
Все способы коммуникации, помимо обычной речи, которые люди используют, чтобы выразить свои желания, мысли, потребности и идеи.
- - Знаки руками.
- - Жесты, выражение лица, язык тела.
- - PECS — коммуникации путем обмена изображениями.
- - Коммуникативные доски — «неэлектрические» устройства с символами.
- - Системы речевого вывода — портативные электронные устройства и приложения, которые воспроизводят синтетическую или оцифрованную речь.
Альтернативная и дополнительная коммуникация способствует развитию речи. Если ребенок не говорит — это не значит, что он не понимает речь. Скорее всего, ребенку просто нужна поддержка в коммуникации. Чем раньше ребенок начнет использовать альтернативную и дополнительную коммуникацию ребенком, тем скорее он получит важный опыт взаимодействия с другими людьми.
Что такое PECS
Рассказывает Ольга Попова, клинический психолог, сертифицированный PECS-супервизор, лектор курса для родителей «Ау. Подростки».
PECS — picture exchange communication system — обучение навыкам общения с помощью обмена изображениями. PECS помогает развить коммуникацию, письмо, речевые и социальные навыки.
Как работает PECS?
PECS — многократно опробованная и научно доказанная система (Carr & Felce, 2007). В процессе обучения человек — ребенок или взрослый — учится сообщать о своих потребностях, просить о помощи, понимать и выполнять инструкции, следовать расписанию, адекватно принимать отказ. И главное — PECS запускает, а не замедляет развитие речи.
Как понять, что ребенку или взрослому нужен PECS?
В этом поможет опросник.
- 1. Человек использует речь для общения?
- 2. Человек инициирует общение?
- 3. Понимают ли его окружающие, кроме родителей и самых близких?
- 4. Человек использует соответствующие возрасту лексику и грамматику?
Если хотя бы на один из этих вопросов вы ответили «нет», значит система PECS будет для вас полезна.
Что почитать?
Стивен фон Течнер, «Введение в альтернативную и дополнительную коммуникацию»
М. Сандберг, «VB-MAPP. Программа оценки навыков речи и социального взаимодействия для детей с аутизмом и другими нарушениями развития»
Л. Фрост, Э. Бонди, «Система альтернативной коммуникации с помощью карточек (PECS)»
С. Довбня, Т. Морозова «Дети с расстройствами аутистического спектра в детском саду и школе. Практики с доказанной эффективностью»
Больше информации о PECS можно найти на сайте фонда «Выход» и в журнале «Аутизм — это».