Больше прозрачности, меньше хаоса: 5 советов работодателю аутичного сотрудника
«Дайте аутичному человеку шанс показать, на что он способен».
Недавно мы публиковали историю аутичной девушки Маши о ее работе в «Буше», планах и мечтах. Что могут сделать работодатели, чтобы таких историй стало больше? Рассказывает Юлиана Якуббо, аутичная девушка, педагог, АВА-терапевт.
Согласно исследованиям, уровень безработицы среди людей с аутизмом — от 50 до 90% (Источник: Цаудерер, 2023). Общество работает над тем, чтобы поощрять разнообразие и быть более открытым. Но проблема трудоустройства аутичных людей все еще стоит очень остро.
Это можно изменить, если узнавать больше о спектре аутизма, способах адаптации среды и понять, какие шаги могут сделать работодатели для эффективной поддержки аутичных сотрудников.
Не делайте поспешных выводов
Порой на собеседованиях из-за предрассудков меня не нанимали на работу. Просто потому что я задавала «странный» вопрос, казалась недостаточно способной или отвечала слишком прямолинейно. Возможно, компании лишились хорошего сотрудника, сделав такой выбор.
Печально, что многие люди с аутизмом не получают возможность раскрыть свой потенциал. Работодателям следует отказаться от стереотипов, каким должен быть стандартный работник. Дайте аутичному человеку шанс показать, на что он способен.
Обратите внимание на сильные стороны аутичного человека
Нередко у людей с аутизмом бывают отличная память, внимание к деталям, нестандартное мышление.
Даже то, что сперва кажется недостатком, может обернуться плюсом. Например, прямолинейность может ошарашить на собеседовании, но в работе откроет поле для новых идей, улучшения процессов и открытости в общении.
Будьте прозрачны в общении
Задавайте вопросы так, чтобы они были понятны. На абстрактные вопросы аутичный человек может отвечать сбивчиво или говорить совсем не то, что вам важно было услышать.
Будьте готовы задавать более конкретные вопросы, а при найме четко и последовательно объяснять, какие обязанности ждут аутичного сотрудника.
Избегайте хаоса и стресса в рабочих процессах
Например, я не могу воспринимать речь, когда люди на собраниях говорят одновременно. Я очень чувствительна к замечаниям: после них я могу не приступать к работе долгое время. Если на меня кричат, от потрясения я могу потерять всякую работоспособность. Поэтому если возникают сложности, поддержите человека, спокойно обсудите проблему и продумайте пути решения. Будьте терпеливы, если что-то не получается сразу.
Старайтесь обеспечить человека стабильным расписанием. Помните, что людям с аутизмом требуется больше сил на адаптацию к переменам. Также старайтесь не повышать голос и общий уровень стресса.
Подготовьте персонал и рабочую среду
Важно заранее провести беседу с коллегами и объяснить, что такое РАС и как общаться с аутичными сотрудниками. Попробуйте создать более комфортную сенсорную среду. Лучше использовать естественное освещение вместо ярких ламп, подготовить тихое место, предусмотреть использование устройств для снижения сенсорных перегрузок. Например, шумоподавляющих наушников.
Также старайтесь адекватно распределять нагрузку. Возможно, аутичному сотруднику потребуется больше перерывов или индивидуальный график. Уверена, если бы работодатели больше прислушивались к потребностям аутичных людей, они бы работали более эффективно.
Люди с аутизмом имеют право на самореализацию и могут быть ценными сотрудниками. Но нанимая аутичного человека, важно помнить не только о потенциальной пользе для компании, но и о том, как помочь человеку преодолеть трудности и создать инклюзивную среду.
В фонде «Антон тут рядом» есть программа сопровождаемого трудоустройства, которая помогает бизнесу и работодателям создать принимающую среду, а аутичным людям — найти работу. Подробнее о проекте читайте здесь.