«Тут я живу, сплю, поливаю цветы». Алина и Саша — о самостоятельной жизни и закатах

Главный фокус программ фонда «Антон тут рядом» — создание среды, где у человека с аутизмом есть возможность совершать выбор, учиться и становиться самостоятельнее в самых разных делах и задачах. В том числе, и дома. 

Для этого в фонде есть 2 квартиры сопровождаемого проживания, в которых аутичные взрослые учатся самостоятельной жизни в самых обычных квартирах. Как вести быт и бюджет, планировать день, убирать, готовить и ухаживать за собой?

Студенты живут с поддержкой тьюторов, осваивая новые навыки в дружелюбной и уютной среде.

Почему это важно? 

После смерти родителей аутичные взрослые рискуют оказаться в ПНИ — психоневрологическом интернате. «В ПНИ, как и во многих учреждениях закрытого типа, сильно ограничиваются свободы и возможности человека. А живя самостоятельно, на квартире сопровождаемого проживания, человек реализует свои права на достойную жизнь», — считает куратор проекта сопровождаемого проживания Наташа.

Тренировочная квартира — для аутичных взрослых, которым важна более интенсивная степень поддержки и сопровождения. Тут студенты круглосуточно живут вместе с тьюторами. Каждые 4 месяца в этой квартире меняется состав студентов, чтобы у каждого был шанс освоить новые навыки.

Квартира постоянного проживания — для студентов, которые уже прошли смены в тренировочной квартире и готовы к самостоятельной жизни без постоянной поддержки тьюторов. Круглый год в ней живут Женя, Саша и Алина. Именно родители Жени предоставили фонду эту квартиру для проекта сопровождаемого проживания. Здесь сотрудники навещают студентов всего пару раз в неделю.

Сегодня мы заглянули в гости в квартиру постоянного проживания. Сейчас Женя временно живет с мамой, поэтому мы поговорили про самостоятельную жизнь с Алиной и Сашей.

«Я такой творческий человек, разносторонний человек»

Алина встречает гостей и проводит экскурсию по квартире: кухня, лоджия, 3 комнаты. Особенно подробно она останавливается на видах из окна: «Знали бы вы, какие здесь божественные закаты!» 

— Алина, где ты жила раньше?

— Раньше я жила дома с родителями, у меня еще младший брат есть. Я больше года как перешла на самостоятельное проживание. Получается, через два-три месяца, после того, как попала в «Антон тут рядом».

— Где тебе больше нравится жить: с родителями или отдельно?

— С одной стороны, мне нравится жить с родителями, потому что это какая-то моральная поддержка: с родными пообщаться. С другой стороны, мне здесь нравится опыт самостоятельного проживания. Который я, кстати, смогу использовать этим летом, когда родители с братом уедут к бабушке. 

— Ты уже научилась чему-то, пока здесь живешь?

— Я научилась делать уборку. Кстати, я помыла чайник на прошлой неделе.

— И как тебе мытье чайника?

— Я вам скажу по правде: так себе.

— У тебя вот в плане на неделю еще написано «сделать порядок на полках в ванной». Ты готова?

— Я готова. Я всегда готова. Если наводить порядок, то вы знаете, кого звать. Я люблю в своей комнате пыль протирать, люблю цветы поливать, люблю готовить, гладить, стирать. 

— Готовить? Тебе какое блюдо больше всего нравится?

— Мне нравятся оливье, винегрет. Они меня прям с самого начала зацепили. 

— Как вы планируете свое меню?

— Составляем список, берем денежку, идем в магазин за продуктами на неделю. В основном, там хлеб, молочное, что-то к чаю, иногда что-то сварить, пожарить, что-то такое быстрое. Иногда мне хочется просто поесть доширака. 

— С каким вкусом?

— С курицей.

— А какие у тебя еще задачи по дому?

— Вот у нас есть рыбки, у этой имя Лимончик. За рыбок отвечаю я, кормлю их два раза в день: утром и вечером. Сейчас у нас один сомик, второй вследствие несчастного случая погиб. 

— Я слышала, что ты недавно поменяла мастерскую в фонде. Ты больше не работаешь керамистом?

— Я буквально полтора месяца назад перешла в компьютерную мастерскую.

— Нравится? 

— Ну да. Я уже освоила много новых задач. Например, разметка изображений. На прошлой неделе я училась резать видео, сегодня училась проверять разметку изображений. Три задачи уже есть. Может когда-нибудь я освою новые. 

— Ты не скучаешь по мастерской керамики? 

— Ну немножко. Я захожу на перерыве. 

— Чем ты занимаешься, кроме работы в мастерской?

— Я такой творческий человек, разносторонний человек. С чего бы начать? Я вышиваю бисером, вышиваю крестиком. В апреле у меня появилось новое хобби: я научилась выжигать по дереву. По субботам в начале сентября начала ездить на курсы шитья: у меня свой гардероб появляется. Рисую иногда картины по номерам, вот на гитаре играю и пою.

«Я пять лет живу на квартире»

Алина живет в квартире вместе с Сашей, студентом фонда и участником Оркестра Тут Рядом

— Саша, как ты относишься к такому соседству?

— Мне нравится. С Алиной у меня получается жить, потому что она вежливый человек. Она новый сосед по квартире. 

— Ты уже давно здесь живешь, да?

— Я очень давно тут живу. Раз, два, три, четыре, пять. Сейчас пять лет живу на квартире. До этого жил с родителями. Только с мамой, папа умер. По выходным дням я к маме, по будням тут.

— Саша, покажешь свою комнату?

— Я покажу комнату. Я тут живу, сплю, меняю одежду, меняю постельное белье, поливаю цветы. Я одеваюсь по погоде. Если холодно, я одеваюсь тепло. А если жарко, я раздеваюсь. Я сам решаю, как поступать. Никто мне не говорит.

— А ты ведь не только здесь живешь. Ты еще на дачу ездишь?

— На даче была солнечная погода. На даче у меня было все хорошо. На даче я стал счастливым, спокойным. 

— Что ты делал на даче?

— Я работал, отдыхал. Я выучил песню: «Луна, луна, цветы, цветы». Пел правильно, протяжно. Еще я закончил вышивку, прикрепил тесьму к канве, канву прикрепил к наволочке, подушку надел на наволочку, закончил с наволочкой. Читал книгу «Земля и небо», ее написал Лермонтов. Еще читал «Крест на скале». 

— Чем ты сейчас по дому занимаешься?

— Я очистил фартук на кухне от жира. Вот, но не до конца. Вот тут очистил, а тут не успел. Осталось до конца очистить.

— А еще что делаешь?

— Я записываю, кто в какие дни готовит, кто в какие дни убирается. Я сам научился составлять расписание. Я научился помогать Алине. Если она не готовила, я каждый день ей напоминал. Я ее не контролировал, а напоминал, если она не делала.

— Ты ведь сейчас в мебельной компании работаешь?

— Я сейчас на работе шью чехлы: для одного стула и для другого стула, которые так скрещиваются. У меня все в порядке, с работой обстоят дела нормально.

— В Оркестре тоже хорошо идут дела?

— По средам репетиции Оркестра. Да. Я играю на флейте. Игорь Литвиненко играет на флейте. Еще Маша Жмурова на ксилофоне и Даша Жукова тоже на ксилофоне, а Паша Соломоник на гитаре играет. Я от разных нот играю на флейте, от любых нот, от всех.

— Что-то кроме Оркестра еще делаешь?

— По вторникам у меня музыкальные занятия, в четверг я хожу к Саше Князеву.

— Кто такой Саша Князев?

— Это мой учитель по истории, математике и географии.

— У тебя получается? 

— С Иваном Сусаниным не очень получается, с крепостью-героем не очень получается, а Петр I был императором. Он построил Санкт-Петербург в 1703 году.

— А с математикой у тебя как дела?

— Некоторые вещи по математике лучше, некоторые хуже. 28 разделить на 2 — будет 14. 42 разделить на 3 — будет 14, а 15 разделить на 3 — будет 5. Потому что я все числа умножаю, прибавляю, а потом вычитаю.

Пока мы говорим с Сашей, Алина готовится к выступлению. Ей хочется показать, чему она научилась на занятиях по бардовской песне. Она долго листает папки с текстами песен, подбирает аккорды, и наконец сосредоточенно поет: 

«А нам все равно

А нам все равно

Пусть боимся мы волка и сову

Дело есть у нас —

В самый жуткий час

Мы волшебную

Косим трын-траву!»

Уход за рыбкой Лимончиком, мытье чайника, планирование своего распорядка дня. Именно из таких простых дел складывается возможность жить самостоятельно и уютно. Дома.

Текст: Лиза Вельяминова
Фотографии: Света Троицкая

Помочь