Во весь голос
Саша Б. говорит очень мало, чаще всего — шепотом. А когда он только пришел в Центр, то не говорил вообще. От его мамы мы знали, что с ней Саша разговаривает, о многом рассказывает, но сами никогда не слышали его голоса. В Центре Саша только расплывался в широкой улыбке, как часто делают стеснительные люди, и молчал. При этом было видно, что общаться ему очень хочется, но эмоции от ситуации общения так сильны, что заговорить было очень трудно.
В Центре Саша начал пользоваться коммуникативной доской — таблицей со словами-карточками, которые человек чаще всего использует, — для каждого такая доска составляется индивидуально. У Саши там есть «да» и «нет», «привет», «мне нравится», названия цветов. С их помощью в мастерской он может сказать, какой краской хочет сейчас рисовать. Доска поддерживает устную речь: можно показать на нужное слово и одновременно шепотом его произнести. Другой способ поддержки — произнести фразу вместе с тьютором.
Сашу очень тянет к его тезке, очень открытому и общительному. Как-то того попросили разговорить Сашу, и он применил все наши методики: написал на листочке «да» и «нет» и стал задавать вопросы. Например: «Хочешь, спою?» Саша показал «да» и пришел в такой восторг, когда второй Саша действительно запел, что выскочил в коридор и впервые вслух сказал тьютору: «Он поет!