«Миллион человек с аутизмом в России не имеют этого диагноза». Разговор с врачом-психиатром Иваном Мартынихиным
Иван Мартынихин
Кандидат медицинских наук, доцент кафедры психиатрии и наркологии Первого Санкт-Петербургского медицинского университета им. академика И. П. Павлова, член Правления Российского общества психиатров, эксперт фонда «Антон тут рядом», лектор курса «Расстройства аутистического спектра» для психиатров и неврологов.
Одна из главных тем на курсе «Расстройства аутистического спектра» — диагностика аутизма. Ваша лекция, в том числе, ей посвящена. Почему?
В последние годы аутизм стал одним из главных диагнозов, вокруг которых многое в современной психиатрии происходит. В 1960‑е годы в психиатрической науке фокус был на шизофрении. В 1990‑х появились новые методы лечения тревожных расстройств, увеличилась диагностика депрессии.
Сейчас аутизм — это то психическое расстройство, которое мы научились различать и «лечить» гораздо лучше, чем прежде. (Примечание: имеется в виду поддерживать и улучшать качество жизни аутичных людей, например, при помощи лечения сопутствующих расстройств, ABA-терапии, сенсорной интеграции и работы с логопедом-дефектологом.)
Неужели растет только диагностика аутизма?
Официально в России последних лет растет только диагностика аутизма. Но субъективно, я бы сказал, еще СДВГ и пограничного расстройства личности.
Эти 3 концепции возникли впервые в 1980‑е годы, но только в последние годы постепенно появились хорошие методы помощи. Стало понятно, что есть очень много людей с этими расстройствами. Это все люди, которых раньше считали бесперспективными, врачи не знали чем им помочь.
А сейчас что изменилось?
Индивидуальное обучение, тьютор, психологи — теперь это все есть, но очень дорого и для государства, и для родителей. Метод помощи людям с аутизмом, который имеет наибольшие доказательства эффективности, — ABA-терапия. Не везде в России есть специалисты и центры АВА-терапии, а стоимость занятий в Санкт-Петербурге иногда доходит 300 тысяч рублей в месяц.
Для того, чтобы оказывать помощь аутичным людям своевременно, требуется очень много ресурсов. Для этого общество должно быть богатым. С кем-то из аутичных людей добиться прогресса может быть сложно, даже несмотря на все приложенные усилия, а кому-то, наоборот, нужна лишь незначительная помощь, чтобы существенно улучшить адаптацию.
Получается, не все люди с аутизмом получают диагноз?
Как минимум, миллион человек с аутизмом в России не имеют этого диагноза. Мы можем предполагать это по данным распространенности расстройства в эпидемиологических исследованиях, проведенных в других странах.
Если врач на приеме использует старые подходы к диагностике и ставит устаревшие диагнозы, то вся жизнь человека с аутизмом может дальше пойти совсем не так хорошо, как могла бы.
Знаете ли вы примеры таких случаев?
Да, очень много. Например, мальчику с аутизмом ставят диагноз «умственная отсталость» и отправляют в класс для детей с умственной отсталостью. Там, в отличие от остальных детей, у которых действительно есть умственная отсталость, он не считывает через коммуникацию ожидания учителя от своего поведения и ведет себя «на своей волне». О нем создается впечатление, как о человеке с плохим поведением или необучаемом, даже при хороших способностях.
Если бы такому ребенку поставили аутизм, был бы ресурсный класс, был бы тьютор, другой подход к обучению, то ребенок достиг бы в обучении гораздо большего.
Почему при росте диагностики и информирования все равно происходят такие ситуации?
В программе обучения врачей-лечебников в вузах нет темы аутизма. Я читаю студентам лекции и говорю: «Извините, ребята, у вас не будет таких билетов на экзамене, но это важно, таких пациентов много, поэтому я немного расскажу».
Интересующиеся врачи скорее получат знания об аутизме в интернете, чем в медицинском вузе. Но остальные врачи не видят аутизм, потому что их никто никогда не учил его диагностировать, не объяснял, на что надо смотреть, чтобы это сделать.
В чем вы видите решение проблемы?
Фонды делают проблему аутизма видимой, и тогда родители приходят с запросом к врачам. Для врачей это так или иначе становится стимулом дополнять свои знания, учиться и приходить, например, на наш курс.
Для нас важно, чтобы они погрузились в тему аутизма, переформатировали взгляд и узнали нюансы, как помогать в конкретных ситуациях.