Когда похвала не работает?

«Это не поощрение. Это издевательство». Юлиана Якуббо — аутичная девушка и ABA-терапевт — рассказывает, в каких ситуациях похвала не сработает.

Почему важно об этом говорить?

Мотивация и похвала — важная часть работы с аутичными детьми и взрослыми: поведенческие программы, обучение, коммуникация — все это связано с мотивацией и желаниями каждого отдельного человека.

Задача специалистов — прислушиваться к голосам своих клиентов: опираться на интересы, сильные стороны и возможности детей и взрослых. Мотивировать и поддерживать на новом сложном пути.

Когда похвала не работает

Или что такое поощрение для аутичных детей. 

Не секрет, что с аутичными детьми бывает сложно найти контакт и то, что станет для них мотивацией. Некоторые вообще не воспринимают похвалу или даже могут относиться к ней негативно. Почему так происходит? Давайте разбираться. 

Я — поведенческий специалист. Многие неправильно понимают термин «поощрение». Для каждого человека поощрение подбирается индивидуально и сильно зависит от контекста. Нельзя сказать, что конфета или похвала — это поощрение. Это можно понять только по обратной связи человека. Далеко не всегда то, что мы считаем поощрением, может таковым быть для конкретного аутичного человека.

1. Важен контекст: это не поощрение, если ребенку неприятно 

Мне надолго запомнился отрывок из старой и неэтичной АВА практики с Ловаасом. Девочка сидела на стуле и захлебывалась слезами. Педагог говорит ей: «Встань». Второй педагог физически за плечи поднимает девочку. На фоне пронзительные крики: «Хорошая девочка! Молодец!» — и подносят ей стакан со сладкой водой. 

Это не поощрение. Это издевательство. 

Помимо психологической травмы, есть риск, что и в дальнейшем слова похвалы будут ассоциироваться с этой неприятной ситуацией. 

Могу привести пример менее эмоциональный. Представьте, что к доске вышел стеснительный подросток, который очень чувствителен к оценке одноклассников. Учительница при всем классе сильно похвалила его. Он замялся, смотрит в пол и с тех пор старается не выходить к доске. Несмотря на то, что учительница хвалила ученика искренне и с благими намерениями, в этом контексте ее слова только смутили подростка. 

Понять, поощрение это или нет, можно не только по положительной обратной реакции, но и по тому, продолжает ли ребенок действия в будущем. Пример с малышом. Когда мама начинает издавать смешные звуки, ребенок смеется и просит еще жестом или словом. В таком случае мы можем сказать, что смешные звуки мамы стали поощрением для ребенка вступать в контакт с ней. 

2. Отношения — фундамент всего

Важно не только, что говорят, но и кто говорит. Я с детства воспринимала обратную связь именно от тех педагогов, кто построил со мной доверительные отношения. На начальном этапе забудьте про навыки, тестирования и учебное поведение. Потратьте достаточно времени на то, чтобы действительно понять ребенка, следуйте за его естественными интересами. 

3. Может мешать «терапевтический голос» 

Думаю, многим из нас знакомо звонкое и пронзительное «Молодеец! Отлииичник!». 

Так педагоги могут непреднамеренно создавать ребенку неестественные ситуации похвалы. Мне самой приходилось переучиваться. Лучше не просто машинально хвалить, а использовать разную обратную связь: «Мне нравится, какой ты внимательный», «Ты так классно играешь!», «Я так рада, что у тебя получилось!». 

Чем старше ребенок, тем проще и естественнее должен звучать голос педагога. 

К тому же важно учитывать индивидуальные особенности ребенка. Некоторые дети очень чувствительны к громкому голосу, тактильному контакту и могут пугаться нашей похвалы. Это тоже важно замечать.

4. Когда хвалят одинаково за сложные и простые действия 

Чаще всего когда педагог привык давать похвалу автоматически, у ученика может снижаться ценность обратной связи и мотивация. Вы можете хоть сто раз сказать «молодец», но ребенок внутри не будет чувствовать, что он действительно молодец.

Когда мы видим, что ученик что-то делает легче и без больших усилий, то мы можем реагировать более спокойно и менее эмоционально. Но когда ребенок приложил усилия и сделал что-то новое, вот тут на контрасте можно устроить «фейерверк» обратной связи.

Замечали ли вы, как ваши дети или ученики реагируют на похвалу?