Как развивать саморегуляцию у детей с аутизмом?

Как саморегуляция помогает ребенку противостоять стрессу? И где учиться стратегиям саморегуляции? Рассказывает Юлиана Якуббо, аутичная девушка, педагог, ABA-терапевт.

Представьте, что вы — ребенок, и мир вокруг вас ощущается в несколько раз громче и ярче, а от малейшего изменения повышается тревожность. 

Дети с нейроотличиями могут переживать такой опыт гораздо сложнее. Они ведут себя «плохо» не потому, что они манипулируют вами. Дети реагируют на стресс так, как умеют. 

Саморегуляция определяет наши способности справляться с напряжением, оставаться спокойным и расслабленным. Людям с аутизмом это дается труднее. 

Саморегуляция объясняет, как люди учатся распознавать, отслеживать и управлять своими внутренними состояниями для достижения оптимального уровня биологического, эмоционального и когнитивного возбуждения. 

1. Начните с себя

Именно через опыт наблюдения за родителями дети развивают навыки саморегуляции. Навыки зависят от того, насколько рядом со взрослым безопасно, как он реагирует на эмоции ребенка и какие эмоции позволяет выражать. 

Взрослый в состоянии раздражительности на невербальном уровне передает ребенку беспокойство. Важно научиться выявлять причины собственного стресса и развивать навыки саморегуляции. По сути, когда мы успокаиваем ребенка, мы успокаиваем сами себя.

Мы часто забываем о поддержке родителей, хотя помощь самому себе – очень важный вклад в развитие ребенка. 

2. Анализируйте и выявляйте причины стресса

Каждый ребенок обладает уникальным сенсорным восприятием и темпераментом. Доктор Стюарт Шенкер — профессор психологии и философии — говорит: «Посмотрите на ребенка по-другому, и вы увидите другого ребенка».

Если взрослый, наблюдая за истерикой ребенка, видит в его 

поведении манипуляции и стремление добиться желаемого, может показаться, что ребенок и правда руководствуется такими мотивами.

Современная психофизиология считает так: «Истерика — признак чрезмерного напряжения. В такие моменты человеку сложно даются рациональные решения и контроль над своим поведением». То есть это не ребенок «плохой», а ему нужна помощь.

Обратите внимание, что «запускает» у ребенка повышенное напряжение. В каждом случае требуется индивидуальный подход, поскольку дети реагируют на стресс по-разному и успокаиваются по-разному. Я, например, не люблю объятия и когда касаются моих волос, но мне помогает глубокое дыхание и мышечная релаксация. 

3. Подберите стратегии по саморегуляции

Много практических упражнений и техник вы найдете в программе «Зоны регуляции» Леа М. Кайперс. Среди них есть практики прогрессивной релаксации, такие как «квадрат дыхания», умение напрягать и расслаблять части тела, глубокое дыхание. 

Зоны регуляции обозначены наглядно при помощи цветов:

  • Голубая зона – когда устал, скучно, грустно, болею.
  • Зеленая зона – когда спокоен, сосредоточен, горд, счастлив.
  • Красная зона – в восторге, в панике, испуганный, злой.
  • Желтая зона – разочарован, обеспокоен, дурашлив, взволнован.

Нужно адаптировать стратегию саморегуляции под конкретного ребенка. В перспективе навыки саморегуляции помогают улучшить распознавание собственных чувств, осознание сигналов тела, уровня энергии и стресса.