Как учить английский язык с аутичным человеком?

Фонд «Антон тут рядом» и сообщество преподавателей английского Skyteach развеивают мифы об обучении аутичных людей и делятся опытом и полезными советами.

Аутичным людям сложнее учить английский, чем людям без аутизма?

Мария, ведущий методист «Антон тут рядом»:

«Нет специфической проблемы обучения аутичных людей. Но у каждого человека есть свои особенности и сложности в восприятии материала. Задача педагога: найти подход, который поможет всем учиться эффективно и без стресса.

Индивидуальный подход к обучению — это норма для образования, которое строится на инклюзивных и гуманитарных принципах».

Какие лайфхаки сделают занятия более эффективными?

  • 1. Сократите визуальный шум. Предметы и материалы, которые видит ученик, должны быть строго по теме урока.
  • 2. Уберите внезапные сенсорные триггеры: громкие звуки, яркие вспышки света, выпрыгивающих из кадра персонажей.
  • 3. Давайте человеку возможность включаться в урок удобным для него способом: печатать, показывать карточку или жест, ставить реакцию.
  • 4. Учитывайте склонности и особенности ученика.
  • 5. Поймите, что наблюдение — это тоже участие. Если нам кажется, что человек не включен в процесс, это может быть не так. Возможно ему нужно время на понимание информации и правил.
  • 6. Поощряйте интерес к урокам. Только убедитесь, что поощрение привлекательно для студента.
  • 7. Давайте возможность включиться в работу группы в собственном темпе.

Что может помочь аутичному студенту?

  • - Четкое, понятное и заранее известное расписание урока. Возможно, подкрепленное визуально.
  • - Построение материала на простых визуальных образах: карточках, схемах.
  • - Возможность увеличить время для ответа на вопрос и ответить комфортным способом.
  • - Многократное повторение и усвоение схем и тем.
  • - Включение в тему урока понятий и предметов, интересных ученику.

Как занятия английским проходят в фонде «Антон тут рядом»?

Анна, создатель проекта English for Art:

«Конечно, можно сказать человеку с аутизмом: „Сейчас ты должен освоить разницу между Present Simple и Present Continuous, а когда тебе это знание пригодится — я не знаю“. Но такая учеба „на будущее“ не работает: студенту будет неинтересно.

Я построила обучение по-другому: у нас нет преподавателей и учеников. Есть участники проекта и иностранные художники, носители английского. Мы общаемся с ними и делаем общий проект.

Такой подход помогает сохранить мотивацию и вовлечься в процесс, потому что ученику сразу понятно, зачем он здесь. 

Он пришел, чтобы создавать искусство и общаться с классными людьми.

Например, мы делали маски. Началось с того, что художники рассказали про формы: звезда — star, круг — circle. Так мы познакомились со словами, и тут же вырезали формы. Потом мы выучили названия материалов: ножницы, клей. В маске нужно отверстие для глаз? Снова много новых слов, которые мы повторим на следующем уроке. В конце занятия каждый рассказывает, как он украсил маску. И это круто — человеку интересно рассказать о себе, это не нудный диалог из учебника».

Никита, студент «Антон тут рядом»:

«Мне нравятся больше всего слова, которые я запомнил по-английски. Космос — space, motorcycle — мотоцикл, star — звезда, train — поезд, car — машина».