Как учить английский язык с аутичным человеком?
Фонд «Антон тут рядом» и сообщество преподавателей английского Skyteach развеивают мифы об обучении аутичных людей и делятся опытом и полезными советами.
Аутичным людям сложнее учить английский, чем людям без аутизма?
Мария, ведущий методист «Антон тут рядом»:
«Нет специфической проблемы обучения аутичных людей. Но у каждого человека есть свои особенности и сложности в восприятии материала. Задача педагога: найти подход, который поможет всем учиться эффективно и без стресса.
Индивидуальный подход к обучению — это норма для образования, которое строится на инклюзивных и гуманитарных принципах».
Какие лайфхаки сделают занятия более эффективными?
- 1. Сократите визуальный шум. Предметы и материалы, которые видит ученик, должны быть строго по теме урока.
- 2. Уберите внезапные сенсорные триггеры: громкие звуки, яркие вспышки света, выпрыгивающих из кадра персонажей.
- 3. Давайте человеку возможность включаться в урок удобным для него способом: печатать, показывать карточку или жест, ставить реакцию.
- 4. Учитывайте склонности и особенности ученика.
- 5. Поймите, что наблюдение — это тоже участие. Если нам кажется, что человек не включен в процесс, это может быть не так. Возможно ему нужно время на понимание информации и правил.
- 6. Поощряйте интерес к урокам. Только убедитесь, что поощрение привлекательно для студента.
- 7. Давайте возможность включиться в работу группы в собственном темпе.
Что может помочь аутичному студенту?
- - Четкое, понятное и заранее известное расписание урока. Возможно, подкрепленное визуально.
- - Построение материала на простых визуальных образах: карточках, схемах.
- - Возможность увеличить время для ответа на вопрос и ответить комфортным способом.
- - Многократное повторение и усвоение схем и тем.
- - Включение в тему урока понятий и предметов, интересных ученику.
Как занятия английским проходят в фонде «Антон тут рядом»?
Анна, создатель проекта English for Art:
«Конечно, можно сказать человеку с аутизмом: „Сейчас ты должен освоить разницу между Present Simple и Present Continuous, а когда тебе это знание пригодится — я не знаю“. Но такая учеба „на будущее“ не работает: студенту будет неинтересно.
Я построила обучение по-другому: у нас нет преподавателей и учеников. Есть участники проекта и иностранные художники, носители английского. Мы общаемся с ними и делаем общий проект.
Такой подход помогает сохранить мотивацию и вовлечься в процесс, потому что ученику сразу понятно, зачем он здесь.
Например, мы делали маски. Началось с того, что художники рассказали про формы: звезда — star, круг — circle. Так мы познакомились со словами, и тут же вырезали формы. Потом мы выучили названия материалов: ножницы, клей. В маске нужно отверстие для глаз? Снова много новых слов, которые мы повторим на следующем уроке. В конце занятия каждый рассказывает, как он украсил маску. И это круто — человеку интересно рассказать о себе, это не нудный диалог из учебника».
Никита, студент «Антон тут рядом»:
«Мне нравятся больше всего слова, которые я запомнил по-английски. Космос — space, motorcycle — мотоцикл, star — звезда, train — поезд, car — машина».