5 стратегий поддержки аутичного человека: инструкция для психиатров

Рассказывает Елисей Осин, врач-психиатр, эксперт фонда «Антон тут рядом». Полезные материалы мы готовим по следам курса «РАС» — программы для психиатров и неврологов от фонда «Антон тут рядом».

Корректная и качественная диагностика расстройства — первый шаг в индивидуальном маршруте помощи человеку. Психиатру важно задаться вопросами: что мешает комфортной жизни этого аутичного человека
в первую очередь? Что беспокоит его самого, его родителей и окружение? Как специалисты могут помочь ему преодолеть сложности? Ответить на эти вопросы помогут 5 стратегий поддержки. Рассмотрим подробнее каждую из них. 

Обучение навыкам

Психиатру следует объяснить аутичному человеку и его семье, как важно развивать навыки. Приоритетные направления для обучения — социально-коммуникативные навыки и самостоятельность. 

Маленьких детей семья и специалисты могут обучать контакту и сотрудничеству со взрослыми. Обучение подростков может касаться соблюдения общественных правил и участия в играх со сверстниками, а также самоадвокации. Взрослых людей можно учить самостоятельности в быту, навыкам трудоустройства и построения отношений. 

Какие существуют эффективные инструменты обучения для аутичных людей?

  • Альтернативная и дополнительная коммуникация.
  • Когнитивно-поведенческая терапия.
  • Обучение методом отдельных блоков.
  • Обучение функциональной коммуникации. 
  • Подсказки и подкрепления.

Организация среды

Кабинет психиатра должен быть дружелюбной средой для аутичного человека. Также можно передать знания о дружелюбной среде аутичному человеку и его близким и способствовать созданию такой среды в других ситуациях — например, в школе.

Что значит дружелюбная среда? 

  • Безопасная. Без травли и с участием проинформированных о работе с аутичными людьми специалистов.
  • Насыщенная и разнообразная. Она должна включать аутичного человека в активную жизнь и подталкивать его к развитию навыков. 
  • Структурированная и предсказуемая. С продуманными сенсорными воздействиями, визуальной поддержкой и доступным пространством для отдыха.

Работа над нежелательным поведением

Если жизни и обучению аутичного человека мешают некоторые формы его поведения, психиатр может рекомендовать ему и его семье обратиться к специалистам-поведенщикам. Работа может быть направлена на проблемы переключения с одного дела на другое, агрессию или самоагрессию и избыточно узкие интересы.

Лечение коморбидных расстройств

Если у аутичного человека есть другие расстройства, важно снизить их влияние на здоровье. Целенаправленного лечения у психиатра, невролога и психотерапевта требуют расстройства поведения, СДВГ, депрессивные и тревожные расстройства, эпилепсия и другие коморбидные расстройства.

Просвещение аутичного человека и его окружения в теме стратегий поддержки

Насколько это возможно, психиатр должен помогать окружению аутичного человека лучше разобраться в том, какие способы помощи эффективны. Важно помогать с выбором научно-обоснованных терапий, предоставлять качественную информацию и знакомить с добросовестными организациями, помогающими аутичным людям.

Что вредно при поддержке аутичного человека?

  • Однотипные рекомендации для людей с различной симптоматикой.
  • Акцент на использовании лекарств.
  • Применение методов помощи без доказанной эффективности.
  • Ориентирование на «излечение» аутизма.

Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов.